Как ИП вести бухгалтерский учет – правильная бухгалтерия ИП

Как вести бухгалтерский учет ИП? Ответ на этот вопрос интересует многих начинающих предпринимателей. Как поступить: нанять бухгалтера, отдать задачу внештатному специалисту, или заниматься всем самостоятельно? Какие сервисы использовать, если ИП ведет бухгалтерский учет самостоятельно, что может облегчить его жизнь и сколько за все это придется отдать. Ниже – пошаговая инструкция о том, как самостоятельно вести бухгалтерию ИП.

Вести самостоятельно или нанять бухгалтера: за и против

«Бухгалтерия? Нет, это сложно. Давайте наймем бухгалтера, пусть все сделает правильно, чтобы мы не ошиблись» — такой фразой обычно решается вопрос о создании в молодой компании еще одной должности. В определенных случаях этот подход оправдан, но чаще всего начинающий предприниматель вполне может самостоятельно разобраться во всех вопросах налоговой и бухгалтерской отчетности, которые касаются его бизнеса. Давайте для примера здесь и далее рассматривать бизнес, находящийся на режиме ЕНВД (единый налог на вмененный доход). На этом режиме находится 80% малого бизнеса России, поэтому он будет актуален для многих.

2 противоположности:

  1. Если предприниматель выбрал в качестве налогового режима ЕНВД, то работать его нанятый бухгалтер будет всего четыре дня в году: при сдаче квартальной отчетности и уплате налогов. Все остальные дни он будет просто получать свою зарплату, что за год может вылиться в 150-180 тысяч рублей. Согласны на такое!? Скорее всего, сейчас вы удивлены и готовы освоить основы бухгалтерии.
  2. Другая ситуация: у предпринимателя на ЕНВД есть сотрудники. Тогда бухгалтер будет работать немного больше: один целый день в месяц. Подготовка отчетов об уплате НДФЛ за сотрудников и взносов за них в социальные фонды.

Нужен ли бухгалтер в этих двух случаях? Нет. Лучше всего ИП вести бухгалтерию самостоятельно и сэкономить более 150 тысяч рублей за год. Если убедить вас не удалось, и вы настроены отдавать деньги бухгалтеру, чтобы не переживать за ошибки в отчетах, то лучше отдайте гораздо меньшие деньги внештатному бухгалтеру.

Масса организаций с удовольствием возьмутся за ведение вашей бухгалтерии, подготовку и сдачу отчетов, решение вопросов с налоговой и фондами. Вам останется только ежемесячно платить около 2-3 тысяч рублей. Сумма небольшая и она может успокоить предпринимателя, не желающего разбираться в финансовых тонкостях своего бизнеса.

Совершенно другая ситуация, если вы выберете упрощенную форму налогообложения (УСН) или даже останетесь на основной форме. В этом случае предпринимателю придется тщательно фиксировать все доходы и расходы, отчитываться за каждую полученную и потраченную копейку, оплачивать взносы за сотрудников и учитывать их как расходы. Во всем этом тоже можно разобраться. Потратить придется немного больше времени, но и это возможно. Однако здесь есть два варианта развития ситуация: если у вас небольшой оборот, то лучше вникнуть в особенности и продолжать самостоятельное ведение бухгалтерии. Если объемы работы велики, тогда имеет смысл делегировать эту задачу либо стороннему, либо нанятому бухгалтеру.

В чем плюс нанятого бухгалтера?

  1. Он поможет правильно вести бухгалтерию ИП. Если у предпринимателя сложились хорошие отношения с бухгалтером, то он может существенно облегчить жизнь компании: взять на себя все вопросы взаимодействия с банками, начиная от оформления платежных поручений и заканчивая получением данных по обороту по расчетному счету.
  2. Еще одно важное преимущество: бухгалтер подскажет, что и когда лучше заплатить, чтобы сэкономить средства. Так он, если и не принесет прибыль, то свою зарплату точно отобьет.

Итог: какой из трех вариантов выбрать – решать предпринимателю. При принятии решения стоит ориентироваться на масштабы бизнеса. Если это небольшой стартап, то бухгалтера нет смысла нанимать, а если оборот компании достаточно велик, то бухгалтер поможет сохранить то, что заработали и правильно распределиться средствами.

Онлайн сервисы для ведения бухгалтерии

Вот здесь начинается самое интересное: то, о чем десять лет назад нельзя было даже мечтать. Начнем по порядку.

Онлайн-сервисы для ведения бухгалтерии – это целый штат бухгалтеров и юристов, автоматическое заполнение платежных поручений, выставление счетов контрагентам в два клика, формирование отчетов для налоговой, электронная передача документов и многое другое. Из-за высокой конкуренции на этом рынке появляется возможность выбрать наилучшее решение за минимальные деньги. Информация ниже не является рекламой, это лишь обзор некоторых сервисов и тех преимуществ, которые они дают.

Контур.Эльба для бухгалтерии

Контур.Эльба – один из наиболее дружелюбных сервисов для предпринимателей. Каждый «молодой» ИП, который зарегистрировался менее трех месяцев назад, получает бесплатно на год доступ к вип-пакету.

На этом тарифе доступны:

  • консультации бухгалтера по любым финансовым вопросам,
  • автоматическое формирование отчетности в налоговую,
  • передача ее через интернет,
  • заполнение платежных поручений для интернет-банка,
  • ведение сотрудников,
  • начисление заработной платы, больничных, отпускных.

Эльба заранее напоминает о том, когда и что нужно заплатить, помогает сформировать платежные документы, подсказывает на чем можно сэкономить. На рынке онлайн-сервисов для ведения бухгалтерии Контур.Эльба находится в числе лидеров.

Банк «Точка»

Банк «Точка» — информация об этом сервисе появилась совсем недавно, но близкое знакомство с этим банком оставило чувство восхищения. Они называют себя: «Тот самый лучший банк для предпринимателей». Звучит громко, но на деле оказалось, что служба поддержки отвечает в течение минуты, расчетный счет открывается за один рабочий день всего по четырем документам, платежи отправляются по назначению в течение десяти минут (а не одного рабочего дня).

Еще одно интересное преимущество: корпоративные карты, привязанные к расчетному счету. Предприниматели, вы когда –нибудь пытались снять деньги наличными с расчетного счета? Нужно или создавать чековую книжку, выписывать чек, идти в кассу банка, получать деньги или переводить их с расчетного счета платежным поручением на счет пластиковой карты. Обычно, платеж приходил в течение пяти рабочих дней. «Точка» позволяет с помощью корпоративной карты в любом банкомате мира без комиссии за десять секунд снять деньги с расчетного счета организации.

Для предпринимателя с его мобильностью и оперативностью быстрый банк – это ключевое преимущество. Но больше всего восхищает возможность формирования платежек с помощью простой фотографии выставленного счета. Предприниматель получает счет от поставщика на определенную сумму. Фотографирует его. Сразу формируется платежное поручение. Подписывает его одной смс, и все, платеж отправлен. Через час он будет уже у поставщика. Ознакомившись с сервисами «Точки», понимаешь, что этот банк действительно «тот самый».

Итог: использование этих сервисов превращает нудную рутину бухгалтерских работ в простые действий парой кликов. Это будущее, которое уже наступило, и предпринимателю нужно на полную использовать те возможности, которые ему предоставляют.

Советы по ведению самостоятельной бухгалтерии

Советовать что-то конкретное сложно, но есть ряд правил, которыми стоит руководствоваться.

  1. Всегда читайте договоры. Предлагайте свои изменения, которые помогут вам действовать боле продуктивно. На то они и договоры, чтобы договариваться.
  2. Сохраняйте все счета, накладные и счет-фактуры. Казалось бы, товар получен, оплачен, претензий нет, можно выкинуть бумажки, но нет. Через полгода у организации произойдет внештатная ситуация, слетит база или сменится менеджер. К вам могут прийти с актом сверки, и тогда оплаченные платежки станут доказательством того, что вы действительно ничего не должны организации.
  3. Если оплачиваете товар наличными, обязательно просите доставщика расписаться на платежке о том, что он принял от вас деньги. Это позволит вам подтвердить, что деньги вы действительно отдали.
  4. Даже если на вашем виде деятельности необязательно вести книгу учета, все равно записывайте: сколько денег потрачено, сколько получено, насколько эффективно вы действуете. Всегда перекос финансового баланса лучше увидеть заранее и предотвратить, чем оказаться у разрушенного бизнеса.
  5. Сделайте несколько копий ИНН и ОГРНИП, заверьте их печатью и передавайте поставщикам при заключении договоров. Оригиналы спрячьте в сейф и храните их там, чтобы не потерять.
  6. Самое последнее и важное правило: соблюдайте чувство меры при тратах. Большинство начинающих предпринимателей, заработав первые деньги, начинают покупать дорогую одежду, машины, квартиры. Остановитесь. Это синдром бедняка, сразу тратить все заработанные деньги. Получив прибыль, определите сколько нужно для дальнейшего поддержания работы организации, для модернизации оборудования, для улучшения сервиса и качества. Поверьте, после распределения денег на все эти сферы у вас останется только на то, чтобы скромно прожить очередной месяц, продолжая вкладывать силы и время в развитие бизнеса. Спустя некоторое время эти инвестиции окупятся постоянными доходами, которые не будут подрывать деятельность организации.

Подсказки: когда и за что платить

Если предприниматель находится на ЕНВД, каждый квартал до 20 числа нужно сдать декларацию в налоговую, а до 25 числа заплатить налоги. Если предприниматель находится на УСН, то отчитывается он в конце года, а налоги может платить либо ежеквартально, либо в конце года.

За сотрудников каждый месяц нужно уплачивать НДФЛ и взносы в Пенсионный фонд. Чтобы не забыть и не запутаться во всех обозначениях, стоит использовать один из онлайн-сервисов для ведения бухгалтерии. Большинство из них заранее напоминают о сроках уплаты всех платежей и взносов, помогают сформировать платежки, оплатить их и отправить отчеты в налоговую и фонды.

Сложности и проблемы самостоятельной бухгалтерии

  1. Основная проблема – сам предприниматель. Если он откладывает все дела на потом, то в итоге возникает просрочка, штраф и пеня. Зачастую это приводит к непредвиденным расходам, порой очень серьезным.
  2. Вторая сложность – это страна, в которой мы живем. Постоянно меняющиеся правила игры приводят к тому, что даже самый квалифицированный бухгалтер через год теряет треть своих знаний. Они просто становятся неактуальными. Интернет-сервисы самостоятельно следят за всеми изменениями в законах и своевременно предупреждают предпринимателей. Только за счет этого удается избежать большинства ошибок.
  3. Последняя проблема самостоятельного ведения бухгалтерии состоит в том, что все равно придется платить, неважно сам ИП ведет бухгалтерию, или ему помогает опытный специалист. В первом случае предприниматель оплачивает специальные сервисы, расчетный счет, электронную подпись и т.д. Во втором случае к этим расходам добавляются еще и зарплата бухгалтера.

Заключение

Бизнес — это всегда творчество и развитие. Постоянный поиск новых способов извлечения прибыли, тестирование новых механизмов продаж и увеличения прибыли, работа с сервисом и клиентоориентированностью. Бухгалтерия – это светофор, ограничивающий свободное перемещение финансовых потоков, но в результате приводящий к скоординированной работе всех участников финансового процесса.

Если ИП самостоятельно ведет бухгалтерию – это прекрасно, он целиком погружен в свой бизнес. Даже если за ИП всю работу выполняет нанятый бухгалтер, предприниматель обязан разбираться во всех тонкостях и процессах работы. В противном случае он столкнется с массовым воровством в компании, что приведет к торможению развития и закрытию компании.