История успеха организации рекламного агенства — личный опыт

Открытие своего дела связано не только с денежными затратами, но и с эмоциями, нервами, и тяжелым каждодневным трудом. В фильмах мы видим предпринимателей, которые в первого дня работы начинают получать большие прибыли, ездят на дорогих авто и практически не работают. На самом деле в реальности приходится тяжело и упорно работать, совершенствоваться в своем деле, получать специальные знания и опыт — путем ошибок и убытков.

История одного предпринимателя будет интересной для тех, кто хочет открыть малый бизнес в России «с нуля» – история неудач, ошибок и поражений, а также результата труда и терпения.

Представляем вам Ридну Ольгу — предпринимателя в сфере рекламы с семилетним стажем работы.

— Ольга, расскажите немного о себе, и Вашем бизнесе.

Мне 39 лет, живу и работаю в Харькове, Украина. Решила заняться своим бизнесом в 2007 году. Первые два года работала практически без прибыли, было много ошибок и неудач, даже пробовала опять устроиться на работу. Но уже не смогла работать на «дядю» — привыкла сама принимать решения и отвечать за них.

В данный момент работаю, как индивидуальный предприниматель совместно с двумя партнерами (они тоже ИП), работа идет успешно, мы развиваемся.

— Почему решили заняться именно этим бизнесом, как выбирали нишу?

До этого я более 5 лет работала в области рекламы, продаж и маркетинга в типографиях и издательствах. У меня было четкое понимание этого рынка, связи с поставщиками сырья, изготовителями различной рекламной продукции, средствами массовой информации.

— Где взяли деньги на начало бизнеса — брали кредит, или был свой капитал? Какой объем инвестиций потребовался?

Для того, чтобы начать бизнес, я вложила 1500 у. е. (мои сбережения). Эти деньги потребовались для аренды офиса, покупки офисной техники, запуска рекламы – печати визиток, размещения объявлений, затраты на различные организационные вопросы. Пару раз за все время мне пришлось брать небольшие кредиты в размере 500-1000 у.е. для покрытия текущих операционных затрат.

— Как осуществлялся выбор тех, с кем приходится сотрудничать: поставщики сырья и услуг?

Когда я начала работать, я уже знала некоторых поставщиков услуг и сырья, но раньше это был более узкий сегмент. Т.к. основным видом моей деятельности стали рекламные услуги, я начала устанавливать связи с радио и телекомпаниями, издательствами печатных СМИ, производителями сувенирной продукции, наружной рекламы и пр.

В своем выборе я использовала такие факторы: известность на рынке рекламы, цены, ассортимент услуг, для изданий – периодичность, тематика, тираж и способ распространения. На каждый вид своей услуги я подбирала по 2-3 постоянных подрядчика, чтобы не срывать сроки и иметь возможность регулярно сравнивать цены.

— Проводился ли анализ рынка, как формировалась база заказчиков?

Маркетинг – это моя специальность, поэтому я постоянно провожу анализ рынка и считаю это обязательным процессом и для малого бизнеса, и для крупных компаний. И в самом начале своей деятельности я проводила анализ — оценку объема рынка по каждому направлению, сегментирование и поиск целевых групп, изучение потребителей и формирование для них коммерческих предложений. Т.к. я начала работу, как индивидуальный предприниматель, мне сложно было найти клиентов, в силу низкого доверия к начинающим неизвестным игрокам и недостаточности ресурса на продвижение.

Я сделала ставку на максимальную клиенториентированность. Про каждого, кто звонил мне по рекламе, я старалась собрать максимум информации, готовилась к встрече – собирала образцы, придумывала преимущества и пользу от размещения такой рекламы и пр.

В данный момент со своими новыми клиентами я начинаю разговор с того, что действительно будет эффективным для их компании. То есть, когда мне задают вопрос: а почем печать 1000 листовок или сколько стоит разместить ролик на таком-то канале, я отвечаю: а какой продукт вы продаете, кто ваши потребители и каковы ваши стратегические планы? Печать листовок или запуск ролика – это уже применение рекламного инструмента, но не факт, что он будет эффективным и выполнит свою задачу.

— Создавали ли вы свой сайт, на что делали акцент?

Сайт был разработан для меня только пару лет назад, т. к. до этого просто не было финансовой возможности вкладывать деньги в его активное продвижение, а без этого он был просто неэффективен. При разработке вебмастеру ставилась задача на креативность, стильный дизайн и наличие определенного функционала – возможность размещать рекламные баннера партнеров, наличие форума, и пр. В общем сайт получился что-надо для данной ниши!

— Расскажите, какие сложности возникали при организации всего процесса?

Если выделять основные моменты, то прежде всего сложности возникали при налаживании сотрудничества с поставщиками, клиентами и подборе персонала для себя.

Поставщики срывали сроки, обманывали — ставили не те материалы, которые указаны в договоре, пытались связываться напрямую с клиентом и пр. Стала жестко контролировать все процессы производства, изучила информацию о технологиях и материалах, чтобы исключить возможность обмана. С теми СМИ, которые напрямую звонили моим клиентам, просто перестала работать, при этом публиковала на специальных форумах информацию об этом, чтобы другие рекламщики тоже не работали с ними.

Основные проблемы с некоторыми клиентами заключались в несвоевременной оплате или не оплате вообще. Для того, чтобы исключить такие моменты, обязательно заключение договора и предоплата. Не стоит верить клиентам на слово, даже если у вас самые замечательные отношения. Ничего личного, бизнес ест бизнес!

При подборе помощника для себя столкнулась с некомпетентностью и попытками обмана. Поняла простую вещь – не обучать слишком хорошо, потому что уходят и становятся конкурентами; четко ставить задачи и контролировать выполнение; никакого панибратства, субординация и мотивация.

— Как осуществляете отчетность – он-лайн ил оффлайн?

Свою отчетность веду самостоятельно, оффлайн. Причин для этого несколько – на упрощенной форме налога отчет несложный и платить за это бухгалтеру не вижу смысла, а лично сдаю отчет только для того, чтобы пообщаться со своим налоговым инспектором на предмет нововведений в законодательстве и перспектив для предпринимателей.

— Какой объем дохода Вы имеете (если конечно не секрет), каковы перспективы и ожидания?

Наш бизнес подвержен сезонности, поэтому нет четкой средней цифры. В периоды осень-зима этот объем составляет 1,2-1,5 тысяч у.е., весной – чуть меньше, летом – может колебаться в пределах 500-700 у. е.

Перспективы развития – в запуске своего производства, мы сейчас ведем переговоры с партнерами, просто ждем более благоприятного времени, чтобы вложить средства и значительно увеличить объем продаж.

— Что движет Вашим стремлением к развитию, какова мотивация, какой в данный момент эмоциональный фон?

Прежде всего, мной движет желание заработать на достойную жизнь для своей семьи и себя. Я не говорю, что стремлюсь к роскошной жизни, но хочу, чтобы у моих близких было все, что нужно для счастья, чтобы они могли заниматься тем, что им действительно нравится.

Кроме того, мне импонирует быть самостоятельной и активной, я — трудоголик и просто скучаю без работы. Я люблю работать с людьми, участвовать в новых проектах, придумывать что-то новое и творческое. Я рисую и пишу тексты, поэтому для меня такая работа – это скорее стиль жизни, то, без чего я просто не могу жить.

— Как бизнес отражается на Вашей личной жизни?

Скорее негативно, ведь работа занимает очень много времени. У меня практически не остается времени на то, чтобы проводить время с мужем и дочерью, я постоянно думаю о заказах, могу работать с утра до поздней ночи. Но они понимают меня, ведь когда я работаю, я счастлива и чествую себя реализованной.

— Какие выводы вы можете сделать, какие основные ошибки и правильные шаги были сделаны, какие советы можете дать будущим бизнесменам и читателям?

Выводы делаю каждый день, и могу посоветовать для начинающих предпринимателей: считайте каждую копейку, обходитесь необходимым (не нужно дешевых «понтов»), много работайте, обучайтесь и не влезайте в кредиты, которые не сможете отдать.

Моими основными ошибками считаю: аренду офиса (первые полгода можно было просто ездить к клиентам на выезд), кредиты (которые брались на аренду офиса и заработную плату нерасторопного помощника), слабые знания в технологии, которые привели к нескольким убыточным контрактам.

Мои правильные шаги – экономия на всем, кроме рекламы и продвижения; контроль всех процессов; стремление максимально удовлетворять запросы клиентов; постоянный поиск новых клиентов; установление связей с деловыми кругами, администрацией, крупными конкурентами и постоянное обучение (читаю обзоры рынков, специализированную прессу и книги, посещаю профильные выставки, общаюсь с конкурентами и клиентами).

P. S.

Что тут скажешь, человек действительно обладает исключительным опытом в области маркетинга и производства рекламы, поэтому не прислушаться к ее советом просто нельзя! Даже авторы нашего сайта взяли на вооружение самый главный совет — экономить, и не совершать не нужных и «понтовых» трат. Особенно это актуально в то время, когда ни доллар ни евро не стабильны…

А Ольге мы желаем успехов в ее нелегком деле, и конечно же развиваться дальше, тем более у нее для этого есть самое главное, что требуется в бизнесе — желание и трудолюбие.