Договор франшизы – условия и образец договора

Любая сделка, которую называют законной, подразумевает заключение договора, в случае с покупкой франшизы это именно так. В законе нет понятия франшиза, франчайзи, франчайзер и собственно такого типа соглашения между ними как договор франшизы. Вместо этого используется термин – договор коммерческой концессии. Что это такое, с какими уловками франчайзера можно столкнуться и все что нужно знать о договорах мы расскажем.

Что представляет собой договор

В общем виде договор коммерческой концессии или франчайзинговое соглашение – это особые отношения между участниками рынка. С одной стороны – это правообладатель, он именуется франчайзер, передает второй стороне, франчайзи, права на определенный вид бизнеса. За это второй выплачивает ежемесячное вознаграждение – роялти и первичную цену франшизы – паушальный взнос.

Важно! Есть немало франчайзинговых договоров, в которых нет указанных обязательных платежей. В таком случаев в договоре может быть обозначена обязанность пройти обучение или указывается минимальная сумма, на которую следует совершить закупку товаров. Такие франшизы именуются товарными, под реализацию.

Если сказать очень просто, то договор франшизы – это своего рода арендные отношения между франчайзером и франчайзи. Собственник прав, таким и остается, франчайзи же только временно пользуется ноу-хау, торговой маркой, технологией ведения бизнеса, за что и платит.

Согласно с Гражданским Кодексом, его частью 4, договор коммерческое концессии – это договор по которому одна сторона обязуется передать второй коммерческой организации, ИП за некое вознаграждение право использовать в своей деятельности комплекс исключительных прав.

К таким правам относятся:

  1. Право на фирменное название.
  2. Возможность коммерческого обозначения.
  3. Право на охраняемую коммерческую информацию (тайну).
  4. Другие объекты исключительных прав.

Заключается это соглашение только в письменном виде, причем существует обязанность регистрации его в специальном реестре.

Если что-то не устраивает или как поменять неудобные пункты соглашения

Ситуации, когда потенциального франчайзи что-то не устраивает в соглашении случаются часто. В результате возникает просьба изменить тот или иной пункт. Но условия договора франшизы, на то и условия, чтобы они выполнялись и принимались всеми. Требование что-то изменить зачастую не приводит ни к чему. Это логично, ведь четкие условия соглашения – это залог одинакового ведения бизнеса всем франчайзи. Сделав поблажку для одного, придется делать то же и для других, иначе франчайзи будут в разных условиях.

Часто франчазер предлагает несколько вариантов сотрудничества. Так при товарном франчайзинге часто есть выбор форматов – большие или меньшие площади. Как результат и договора по таким системам будут отличаться: возможно меньшие партии товаров, несколько иной ассортимент и т.д. Типовой договор с франчайзером изменению не подлежит.

Что касается обсуждения некоторых пунктов или даже всех – это процесс важный. Часто франшизу покупают предприниматели, не имеющие опыта такого сотрудничества. Не удивительно, что у них возникает масса вопросов касательно тех или иных условий, особенностей взаимодействия, сотрудничества.

Важно! Если какой-либо пункт подписываемого договора неясен, двузначен – его нужно сразу для себя разъяснить. Не стоит бояться задавать вопросы франчайзеру, причем еще перед подписанием, на этапе ознакомления. Это поможет избежать недопонимания в будущей работе.

Перед тем как подписывать договор франшизы, франчайзер обязан предоставить образец, собственно те условия, которые он предлагает. Не стоит надеяться на то, что правообладатель все детально расскажет устно, следует предельно внимательно ознакомиться с каждым пунктом соглашения, с каждой припиской мелким шрифтом и уточнить то, что непонятно. После подписания и регистрации, франчайзи будет обязан выполнять все условия, которые определены в соглашении.

Моменты, на которые нужно обратить внимание:

  1. Четкое описание предмета договора, то есть что именно передает франчайзер, франчайзи – право на использование торговой марки, ноу-хау, фирменный знак и т.д. Франчайзи должен четко понимать, на что он может рассчитывать, подписывая подобное соглашение.
  2. Процесс ценообразования. Стоит рассмотреть какую цену товара предлагает франчайзер, не слишком ли она высокая для конкретного рынка. Если это будет именно так, то реализовать подобный товар, будет очень сложно, а значит и получать прибыль.
  3. Обязательные платежи. Процесс внесения паушального взноса роялти должен быть четко очерчен, то есть, какие суммы в каком объеме и когда следует вносить.
  4. Необходимость согласования действий. Часто франчайзинговый договор предусматривает, что франчайзи обязан покупать оборудование и сырье у конкретного поставщика. Причем менять поставщиков нельзя без предварительного согласования. Это может стать проблемой, ведь не будет необходимой гибкости и возможности подстроиться под рыночные условия. С другой стороны, именно закупки у одного поставщика обеспечивают стандартность ассортимента и качества обслуживания в сети.
  5. Пролонгация договора. Соглашение франшизы заключенное на 1 год, без любого обозначения процесса пролонгации, очень опасно. За год проект редко окупается, а если франчайзер передумает дальше работать, он просто не продлевает договор и все вложенные средства франчайзи теряет. Поэтому есть смысл заключать соглашение на срок 2-3 года или подписывать бессрочный договор.
  6. Субконцессия, то есть право продавать франшизы от лица франчайзера. Если данные моменты не прописаны, то по умолчанию субконцессия запрещена.
  7. В договоре нет пункта касательно ограничения территории. То есть не определен участок, на котором будет работать конкретный франчайзи. Это чревато тем, что уже спустя короткое время даже рядом с уже функционирующей ТТ, будет открыта другая только другим франчайзи.
  8. Нет конкретизации ответственности франчайзера. Это ошибка, ведь он, как и франчайзи имеет права и обязанности. Если этот момент четко не обозначен, то и потребовать выполнить свою часть договора от франчайзера его лицензиат не может. К примеру, правообладатель может уклоняться от своих обязанностей проводить обучение персонала или оказывать поддержку и т. д.

Важно! Прежде чем заключит соглашение, следует проверить в Роспатенте, зарегистрирован ли товарный знак, особенно это важно, если франчайзер молодой и работает не так давно. В таком случае он даже не может продавать право на его использование, более того ни он ни его франчайзи не защищены от того что любая другая фирма откроет такое же предприятие не спрашивая об этом.

Особенные пункты договора

Иногда, франчайзер указывает в соглашении определенные особенные условия, на которые франчайзи не обращают внимания и очень зря.

Среди самых распространенных специфических условий:

  • Франчайзи не должен конкурировать с правообладателем на определенных территориях. Часто франчазеры владеют несколькими точками, а параллельно продают договора франшизы. Конечно, правообладатель заинтересован в том, чтобы клиенты были и у него самого и у франчайзи, но прямой конкуренции быть не должно.
  • Запрет на покупку франшизы у прямого конкурента, в том числе потенциального – новой компании, которая выходит на этот рынок.
  • Запрет открывать собственный аналогичный бизнес на конкретной территории определенное время, часто этот временной отрезок измеряется годами.

Важно! Даже если договор с определенными ограничениями заключен и зарегистрирован, отдельные из них могут признаваться недействительными антимонопольным органом, если они идут в противоречие с действующим законодательством.

Законы РФ требуют, чтобы договор франшизы заключался только в письменном виде, причем с указанием всех существенных условий его, процесса запуска проекта, дальнейшей работы, возможностей выхода из бизнеса и т. д.

Также существует требование по регистрации договора коммерческой концессии в госорганах, а точнее в ФМН России.

На данный момент обязательная регистрации отменена, но если пройти этот процесс, то обе стороны, а в первую очередь франчайзи будет чувствовать себя более уверенно в случае нарушения франчайзером своих обязанностей по соглашению.

В обязательном порядке подлежит регистрации часть договора или весь договор, если  в нем имеются данные касательно ноу-хау, которое нельзя разглашать, то есть коммерческая тайна. Если этот процесс не провести, то существует риск, что сделка будет признана ничтожной, то есть не будет иметь юридической силы.

За регистрацию договора нужно заплатить госпошлину она составляет 10 тыс. рублей. Процесс этот займет порядка 2,5-3 месяцев, причем пока он происходит вносить паушальный взнос не стоит, ведь пока договор не прошел регистрацию его можно без особых проблем признать ничтожным. Не стоит думать, что регистрация – это только формальность – это важный процесс, который может повлиять на будущую работу.

Досрочное расторжение, последствия

Договор франшизы он все равно договор, поэтому его досрочное расторжение возможно, причем обеими сторонами. Интересно то, что франчайзер имеет право сделать это в одностороннем порядке, если франчайзи не выполняет условия. Перед тем как расторгнуть договор франшизы по инициативе франчайзи, следует проверить, не предусмотрены ли штрафы в первичном соглашении за такие действия.

Если договор имеет срок действия, то просто на новый период он не подписывается. Когда он бессрочный, то для расторжения нужна только инициатива одной из сторон. Причем о своем намерении расторгнуть соглашение об этом нужно сообщить второй стороне за 6 месяцев.

Другие случаи досрочного расторжения:

  1. Изменение товарного знака, наименования правообладателя.
  2. Если прекращено действие прав, которые принадлежат франчайзеру.
  3. Если франчайзер объявлен банкротом.
  4. Если правообладатель умер, и его наследники не прошли регистрацию в качестве ИП для принятия его дела.

Так как расторжение договора может произойти на разных этапах, франчайзи часто интересует судьба финансов, который он вложил. Возмещение определенного объема возможно только в случае, если договор был зарегистрирован, если нет, то претендовать на что-либо будет сложно.

Заключение

Договора франшизы, а если говорить правильно по закону коммерческой концессии имеют немало подводных камней, которые следует учитывать при его заключении. Часто в соглашениях есть много ограничений, которые ущемляют в правах франчайзи, но в этом и есть специфика данного типа взаимоотношений.