Дословно «франчайзинг» можно перевести как льготное предпринимательство. Это специфическая форма партнерских отношений и делового сотрудничества. Данная схема ведения бизнеса выгодна, так как практически любой предприниматель может начать работать по проверенному алгоритму и получать доход без продвижения собственного бренда на рынке. Но разобраться в чем суть франчайзинга нужно детально.
Определение
В общем виде определение франчайзинга звучит так:
— форма долговременных экономических отношения между известной на рынке фирмой (франчайзером) и любым предпринимателем, компанией. Франчайзер продает права, технологию продажи товара или услуги.
В данной схеме взаимоотношений есть 2 важных понятия:
- Франчайзер – компания, которая выдает лицензию/право на использование товарного знака, технологии.
- Франчайзи – предприниматель или компания, которая покупает возможность научиться технологии, использовать схему продажи, предоставления услуги. За пользование такими правами выплачивает роялти, то есть сервисную плату.
Обратите внимание!
Франчайзинг – передача лицензии на использование схемы заработка, которая уже себя подтвердила. Особенно это актуально для начинающих компаний, ведь они почти наверняка не будут в убытке, а значит, не потеряют свой стартовый капитал.
Как работает франчайзинг
Особенность франчайзинга в том, что компания, которая предоставляет лицензию, имеет дополнительный и довольно существенный доход, расширяя свою популярность в другие регионы страны, мира. Этот метод работает только для популярных и востребованных у потребителей марок. Их бренд узнаваем, популярен, а корпоративная культура развита на высоком уровне.
Франчайзи не нужно дополнительно тратиться на рекламу, ведь торговая марка известна и пользуется спросом у покупателей. Главное, в этом случае, не «ударить в грязь лицом», то есть четко соблюдать условия франчайзинга, в противном случае договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Нужно понимать, что контроль соблюдения всех технологий, систем продаж, обслуживания клиентов будет вестись тщательно. Франчазеру нужно держать высокую марку и давать потребителю, независимо от того кто получил лицензию, именно то что он ожидает в любом региона страны и уголке мира.
Вместе с лицензией компания получает франчайзинговый пакет, в него включены пособия по работе, технология, методы работы с клиентами и другие ключевые материалы, которые могут понадобиться.
То есть, получает готовую бизнес-систему и может сосредоточиться на своих хозяйственных операциях не отвлекаясь на сложности начального этапа запуска любого проекта.
Тут работает взаимовыгодное сотрудничество:
- С одной стороны, раскрученный бренд с отлаженной системой ведения бизнеса расширяется без особых финансовых затрат для себя. Более того, получает за это хорошую прибыль.
- С другой стороны, молодая компания, даже без опыта деятельности на рынке продаж и предоставления услуг успешно функционирует. Конечно, развитие возможно только в пределах конкретной бизнес-схемы. Любые собственные идеи реализовать не выйдет, ведь существует договор, условия которого нарушать нельзя.
Важно! Франчайзи несмотря на пристальный контроль все же остается самостоятельной предпринимательской единицей. Он отдельный субъект бизнеса, а не филиал.
Кроме того, что предоставляется пакет франчайзинга возможны дополнительные услуги, например:
- Финансирования – зачастую кредитование. То есть, можно практически не имея средств открыть свое дело, и при этом не ломать голову будет ли оно успешным. Есть готовая формула – бери и пользуйся.
- Предоставление оборудования. Эта услуга кончено не бесплатная в основном на условиях лизинга – то есть финансовой аренды. Фиранчайзи будет использовать оборудование и постепенно выплачивать его стоимость с возможностью выкупа на более выгодных условиях.
- Другие услуги. Среди распространенных – обучение персонала, повышение квалификации, консультации.
Что такое франчайзинг простыми словами? Это возможность работать на себя и при этом полностью уйти от рисков начинающего предпринимателя. Большинство франчайзингов дают прибыль, ну или как минимум не заводят в долги.
Выгода франчайзинга для всех сторон
Выгоду стоит рассматривать отдельно для каждой стороны сделки. Франчайзи в этом случае может рассчитывать на:
- Шанс стать самостоятельным бизнесменом и работать на себя.
- Финансовая помощь от франчайзера.
- Мгновенная позитивная репутация в деловых кругах и среди потребителей.
- Отсутствие необходимости в приеме на работу топ-менеджеров с высокой оплатой труда.
- Гарантии постоянно снабжения.
- Минимизация затрат на рекламу, то что популярно и узнаваемо, в ней просто не нуждается.
- Тотальная поддержка со стороны франчайзера на всех этапах выхода на рынок и дальнейшей работы.
Выгодна такая схема ведения бизнеса и для франчайзера, для него есть следующие преимущества:
- Большие объемы продаж, территориальное расширение бизнеса.
- Снижение затрат на персонал, в том числе отсутствие необходимости разработки вертикально-интегрированной управленческой сети.
- Собственные капиталовложения небольшие.
- Минимальные риски, в большей мере их на себя берет франчайзи.
- Возможность получения дохода от продажи лицензии.
- Получение прибыли от сдачи в аренду оборудования, обучения персонала.
Выгода для потребителя также важна, ведь именно благодаря тому, что покупают товары/используют услуги возможно развитие сторон франчайзингового договора. Для потребителей есть такие положительные моменты:
- Практически всего товары и услуги, которые реализуются под узнаваемым товарным знаком, имеют одинаковое качество.
- При закрытии конкретной торговой точки, всегда есть головная компания, которая поможет решить проблему.
- Высокий уровень обслуживания, за счет контроля лицензирующей компании.
Вывод
Франчайзинг является выгодным методом ведения бизнеса. Причем удобно это для всех участников рынка. Но в любом случае каждая медаль имеет две стороны, которые нужно тщательно исследовать еще перед подписанием соглашения.