Кроме того, что я мама Лена для своих двоих детей (девятилетняя Вероника и семилетний Георгий), я еще и Елена Владимировна — учительница начальных классов и белорусского языка/литературы одной из школ в Беларуси. Высшее образование само собой разумеется, порядка 10 лет педагогического стажа, первая квалификационная категория, богатый опыт в воспитании и образовании своих детей плюс огромное желание зарабатывать так, чтобы на работе не думать: где бы взять денег.
Мои «Умняши»: я, дети, бизнес
С чего все началось
Итак, что же меня подтолкнуло открыть свой центр развития малышей и младших школьников с банальным названием «Умняши»? Сама жизнь. Гуляя с мамочками в парке и общаясь на различные темы, то и дело я подмечала, насколько мои дети более развиты по сравнению с другими малышами. Нет, я не в коем случае не говорю, что они лучше, чем кто-то. Просто у них была нормальная мотивация к познанию окружающего мира.
Как-то одна из мамочек (зная, что я учительница) попросила меня позаниматься с ее дочкой. В каком плане позаниматься? Чтобы процесс адаптации в садике не был таким сложным. Я была озадачена, но решилась на такой эксперимент. Уговор был такой: результата я не обещала, но мои эксперименты для нее бесплатны. Работала я с ее Оленькой три раза в неделю по полчаса, плюс рядом была моя дочь. На первый взгляд простые игры, общение, но через месяц девчоночка трех лет отроду начала вторить маме, что ей с нами нравится.
Это был знак: у меня получилось.
Пока моя дочь и сын не были определены в дошкольное заведение, а я сама не имела кучи свободного времени, об оформлении ИП и открытии собственного дела речи не было. Первоначальный капитал на уплату всяческих пошлин, за «справочки», открытие лицензии и прочей бюрократической волокиты я одолжила у сестры. Бизнес-план (а он был обязателен) я составляла сама.
Получилось что-то среднее между тематическим планирование на год и прайсом. То ли девушка в райисполкоме была лояльной, то ли еще что-то, но меня пропустили с таким полуфабрикатом. Лицензия на руках, разрешение на деятельность есть.
И тут бац, тара-рам. Для осуществления деятельности мне необходим был бухгалтер. Это была проблема так проблема. Нанять на полную ставку я не могла финансово, а найти того, кто согласился бы возиться с моей всей педагогической бухгалтерией, плюс знал хорошо налоговое и кадровое законодательство за небольшую сумму – вот это бы один из первых поводов впасть в отчаяние. Но, как говорится, выход есть всегда.
Моя знакомая порекомендовала мне девочку, которая сидела в декретном и была готова для накопления профессионального опыта, работать со мной, но только на полставки. Это было просто чудо!
Марина оказалась цепкой и хваткой, все нюансы принятия на работу педагогов разъяснила мне с ходу:
- человек должен работать у нас не более, чем на полставки;
- у него должно быть официальное трудоустройство в педучреждении (диплом и портфолио – само собой разумеется);
- копии трудовых – без них никак;
- обязательно составлять трудовой договор найма.
Я готова была работать одна, но, то количество малышей и 6-ти леток я не могла обучить физически. Пи этом, я сама работала в школе на полставки. Откуда у меня появилось сразу столько маленьких клиентов? Банально сработало сарафанное радио. Мамочки, с которыми я гуляла в парке, знакомая знакомой, и даже девушка в райисполкоме – все брали мой контактный телефон и записывались в группы.
Тонкости организации
Вопрос аренды
Проблема с бухгалтером решилась, с клиентами тоже, конкурентов особо не было. Я пропустила момент поиска рабочей площади. Аренда помещений – дело простое и не очень. То, что меня устраивало по деньгам, было либо в кошмарном состоянии (а такое помещение мне бы санстанция не приспустила и пожарники не дали бы допуск), а то, что было в центре города и имело божеские условия, стоило как Кремлевские палаты.
И все же вновь сработал принцип двери: недалеко от моего дома закрылся стоматологический кабинет, который размещался в двухкомнатной квартире на первом этаже пятиэтажки. Я созвонилась с владелицей площади и заключила на год договор. Аренда была не очень дорогая, но вот срок меня пугал: что я буду делать, если прибыли не будет вообще? А если банкрот?
Помещение переклеили веселенькими обоями, навезли с мужем всяких игрушек, диванчик, ковер, полки, стеллажи, даже игрушечное пианино притащили. Пока все это устаканивалось, я активно вела запись желающих и формировала из них группы.
К моменту открытия моих «Умняш» (все-все организационные проблемы заняли порядка трех месяцев, на протяжении которых я платила налоги, аренду и прочую обязаловку), у меня было 6 групп малышей (от 2 до 3 лет) по 5 человечков в каждой, четыре группы почемучек (от 4 до 6 лет) с таким же количеством и две группы дошколят (6 лет).
Работала сама и моя знакомая, которую в школе умудрились нагрузить только чуть больше, чем на полставки. Ирина пришла ко мне от безысходности: работать и зарабатывать ведь нужно. Первые три месяца я буквально не выползала из своего центра: пока с работы придешь, пока подготовишься, пока проведешь занятия, пока с родителями пообщаешься – бац, уже 9 часов вечера. Своих спать не успевала укладывать! Хорошо, что муж помогал.
Прибыли не было, но мы держались
Прибыли не было никакой. Все уходило на оплату аренды, коммунальных по съемному помещению, налогов, зарплаты бухгалтеру и моей помощнице. Чего греха таить. Те же сотрудник санстанции не прочь были унести с собой каких-нибудь вкусняшек. А иначе и смывы будут плохие, и вообще помещение станет антисанитарным. С пожарниками как-то проще было, хотя тоже приходилось и приходится понервничать.
Просвет стал появляться ближе к Новому году. Часть из записавшихся отсеялась, кому-то не нравилось, кто-то периодически болел. Самые стойкие продолжали ходить, мамочки не переставали хвастаться успехами детей на всех перекрестках, что привлекало новых и новых малышей. Конечно, я попутно давала объявления в Интернете, местной газете, даже баннер проплачивала на целых три месяца (он размещался рядом с торговым центром «Евроопт»). Костяк моих маленьких клиентов стали читать, поведение было не хаотичным, а более организованным.
Даже в садике воспитатели отмечали большую усидчивость и работоспособность этих деток. К слову, те 6-ти летки, что ходили весь год, делали больше успехов в первом классе. Это заслуга не столько методики (я брала за основу Зайцева и не срывала звезд с неба), сколько системности в развитии и воспитании детей.
Чего лукавить: 5 детишек или 25 в группе – есть разница. Максимум внимания, индивидуальный подход творят чудеса. После Нового года наняла еще одну девочку, которая о специальность была дефектолог. Народу еще прибавилось, поскольку она и дефекты речи исправляла и делала коррекцию поведения. Сегодня моим «Умняшам» пять лет. Продолжаю работать и получать моральное и материальное удовлетворение (правда, первое больше, чем второе).
На какой результат мы вышли
Есть ли прибыль? На крутой тачке я не езжу, в золоте не хожу. Но у меня есть уверенность, что есть какая-то основа в жизни, что я могу зарабатывать пусть не миллионы долларов, но хотя бы на нормальное существование себе и своим детям. Основную работу не бросала по причине поддержания педагогической формы (все-таки доверия дольше практикующему педагогу, чем просто к дамочке с корочкой). Начала потихоньку изучать юриспруденцию, и даже поступила на заочное (двухгодичное обучение по специализации «Правоведение»).
Что у меня не получилось? В принципе та цель, которую я ставила – обучение и воспитание малышей, была достигнута. Сложности были, есть и будут с самой государственной системой. Сколько бы не кричали, как просто у нас открыть собственное дело, все равно столько препонов и преград: чиновники мало того, что сами не компетентные, так и норовят урвать от тебя кусок. Приходится быть максимально осторожной и дипломатичной. С налоговой никаких шуток и игр: лучше заплатить и спать спокойно, чем из-за недоплаченного рубля тебя посадят.
Сложно было ли искать клиентов? Сами находили меня. Главное работать так, чтобы мнение других было рекламой твоей деятельности. Сегодня у меня работает три девочки. Сама я их только подменяю, если кто-то заболеет или по семейным обстоятельствам. В летние месяцы, зачастую с конца мая и до начала августа, клиентов нет – все на каникулах. И я отдыхаю, но аренду и налоги плачу исправно.
Трудно ли было? Да, трудно. Иногда и руки хотелось опустить. Но когда пошли первые довольные детки и их родители, понимала, что не зря напрягалась. А когда и небольшая прибыль появилась – приятно вдвойне. За идею работать сложно.