Процедура регистрации ИП в ПФР и ФСС уже достаточно длительное время отличается стабильность и практически не претерпевает никаких изменений. Давайте подробно разберемся, как и каким образом индивидуальному предпринимателю необходимо пройти процедуру регистрации в фондах — ПФР и ФСС — максимально быстро.
Зарегистрировать ИП в ПФР: основания, нормативная база
Нормативная база:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Постановление Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п
В соответствии с федеральным законодательством, регулирующим процедуру обязательного пенсионного страхования, индивидуальные предприниматели относятся к категориям лиц-страхователей.
Федеральным законом выделяются две группы страхователей:
- лица, которые производят выплаты: это ИП, организации и некоторые физические лица;
- те, кто занимается частной практикой: это ИП, адвокаты, нотариусы (здесь имеются ввиду ИП, самостоятельно уплачивающих страховые взносы).
Как мы можем заметить, предприниматели могут относится как к первой, так и ко второй категории. Первая категория – предприниматель, который заключил трудовой договор с работниками. В этом случае он признается страхователем в отношении этих работников.
Актуален вопрос, может ли ИП быть зарегистрирован в двух качествах? Так, если ИП зарегистрирован в ПФР в качестве страхователя, и самостоятельно уплачивает страховые взносы, принял на работу сотрудника, он должен зарегистрироваться и как страхователь, производящий выплаты.
Встаем на учет в ПФР
Итак, параллельно рассмотрим два порядка регистрации: ИП, самостоятельно уплачивающего страховые взносы (самостоятельный плательщик) и ИП, производящего выплаты физическим лицам (страхователь).
И в том, и в другом случае регистрация производится в территориальном орган пенсионного фонда по месту жительства ИП.
Заявление в случае, если ИП — самостоятельный плательщик не подается. Эту обязанность несет на себе ФНС, регистрирующая ИП. А вот в случае, если ИП принял по трудовому договору работника, он должен написать заявление в ПФР, причем срок подачи заявления — 30 дней со дня заключения договоров. При этом ПФР регистрирует предпринимателя в срок не более 5 дней.
Перечень документов, которые ИП-страхователь должен предоставить в ПФР выглядит следующим образом:
- заявление с просьбой регистрации;
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП (если деятельность, осуществляемая ИП, требует наличие лицензии, ее копию также необходимо приложить);
- копия паспорта ИП;
- копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
- копии заключенных трудовых или гражданско-правовых договоров с наемными работниками.
В случае с ИП – самостоятельным плательщиком, все сведения и документы также предоставляет ФНС.
Это будет полезно!
Иногда встречаются проблемы, когда могут отказать в регистрации ИП, но всегда можно найти выход. В статье мы предлагаем вам в подробностях ознакомиться с тем, что вы будете делать уже после того, как откроете свое дело.
Регистрация в ФСС: особенности процедуры, основание
Регистрация в ФСС Индивидуального Предпринимателя имеет свою особенность: она происходит сразу по 2-ум видам страхования:
- Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Нормативная база:
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н;
- Постановление ФСС РФ от 23.03.2004 N 27;
- Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 574н «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником».
Основание для регистрации в ФСС: наличие наемных работников. То есть ИП, не имеющий работников, не должен регистрироваться в ФСС.
Срок постановки на учет: — 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора (имеются ввиду только договоры, предполагающие обязательное соц. страхование от несчастных случаев на производстве, проф. заболеваний).
Необходимые документы и сроки для ФСС
Регистрация физических лиц происходит сразу по 2-ум видам страхования. При этом предприниматель подает одно заявление и всего один комплект документов.
Перечень документов необходимых для регистрации в ФСС:
- Заявление от ИП;
- Документ, подтверждающий личность ИП;
- Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП;
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- Копии трудовых (гражданско-правовых договоров) и копи трудовых книжек работников.
- Если на момент подачи заявления у ИП открыты счета в кредитных организациях, необходимо будет представить также справку из кредитной организации об открытии счета.
По общему правилу, регистрация ИП в ФСС, также как и в пенсионном фонде, должна занимать не более пяти дней. Заявление о регистрации можно не только лично принести в ФСС, но и направить его почтовым или электронным способом.