Не думайте, что все трудности исчезают в тот момент, когда найден производитель, заключен договор, открыт оффлайн или онлайн магазин. Да, многое позади, но организационный момент, который будет преследовать бизнес абсолютно всегда, – процесс закупки. Закупка товаров в Китае оптом потому так и обсуждаема! И сложность в том, что этот момент всегда можно изменить, а значит, здесь нужно стремиться к совершенству и модернизировать его каждый раз, как только меняются обстоятельства.
Пустите на самотек – потеряете деньги.
Почему это важно
Немногие начинающие бизнесмены задумываются, что правильно организовать закупку товаров в Китае для продажи порой сложнее, чем найти производителя и утрясти все юридические формальности.
Приведем несколько примеров, чтобы вы поняли всю серьезность ситуации.
Пример 1.
Вы продаете, например, зонты. И так получилось, что в силу неблагоприятного прогноза погоды у вас стали покупать зонты чаще, чем обычно, и товар закончился. Покупатели его спрашивают, а он только выезжает из Пекина и готовится неделю ехать на поезде. Вы теряете деньги каждый день тем, что у вас нет нужного в наличии.
Пример 2.
Вы продаете моющие средства для автомобилей. А ведь у них есть срок годности, хоть он и очень большой. Товар не продается, срок годности заканчивается, и вы теряете деньги. Разве это не потеря денег?
Пример 3.
Вы продаете электронику. Заказали много товаров, но не подумали, где будете все это хранить. Часть поместилась на складе, часть – была размещена в гараже. Прошел сильный дождь, протекла крыша, и товар исполнился из-за влаги, категорически противопоказанной электроники.
Ситуации примитивные, но чем они примитивнее, тем обиднее потерять деньги!
Классический алгоритм закупки
Специалистами разработано несколько десятков алгоритмов закупа товаров, и каждый относится к разным направлениям и к отдельным ситуациям. Но в классическом понимании схема выглядит следующим образом, если мы имеем дело с оффлайн-магазином или интернет-магазином с пунктом выдачи и почтовой отправкой.
- Закупается объемная партия товаров, оплачивается, доставляется и размещается на складе бизнесмена;
- Большая часть товаров отправляется на склад, небольшая – в магазин или на пункт выдачи;
- Для склада устанавливается определенная планка, меньше которой товаров на складе быть не должно;
- Для магазина или пункта выдачи устанавливается определенная планка, меньше которой товаров быть не должно;
- Устанавливается планка для общей суммы заказа, чтобы не «прогореть» на доставке;
- Каждый раз, когда товар реализуется из магазина или пункта выдачи, отдается команда пополнить баланс из склада;
- Каждый раз, когда на складе остается товара меньше допустимого и накапливается определенная сумма заказа, производится закупка товара.
- Особые ситуации (покупка товара в большем количестве в определенные даты, снижение минимальной планки на складе для определенных позиции, отсутствие необходимости дожидаться оговоренной минимальной суммы для заказа) решаются в индивидуальном порядке по решению ответственных лиц.
Нюансы и особенности процесса закупки
Закупать товары в Китае нужно правильно, понимая, что вам никто не вернет деньги, если у товара истечет срок годности, и никто не привезет товар через час, если он неожиданно закончится. Чтобы избежать проблем, рассмотрим основные организационные этапы более подробно.
Составление списка необходимых товаров
Самый популярный вопрос: «а сколько чего закупать в штуках, чтобы все продать и все не закончилось слишком быстро?».
Рассмотрите по отдельности все товарные позиции и определите, что будет продаваться чаще, а что – реже. Нельзя просто взять и купить каждого товара, например, по 1000 единиц. Все равно не можете посчитать? Тогда есть 2 способа.
Способ 1. Наблюдение.
Найдите подобный магазин и внимательно проследите, какие товары покупаются чаще и в каком количестве. В этом нет ничего глупого и зазорного, ведь все маркетологи используют этот метод. Если у вас Интернет-магазин, то здесь сложнее. Нужно найти такой Интернет-магазин, где при выборе товара пишется его остаток на складе. Запишите все данные, а потом проследите за изменениями через день\неделю\месяц. Лучше анализировать несколько магазинов, чтобы результат был точнее.
Способ 2. Собственный опыт.
Закупите небольшую партию товаров и умышленно пойдите на то, что товары будут заканчиваться в неподходящий момент, вызывая раздражение у покупателей. Зато вы точно поймете, что продается лучше, а что хуже. Только не говорите заранее, что товара нет в наличии, а дайте возможность покупателю его спросить или выбрать на сайте.
Ну а дальше чистая математика. Считайте, сколько чего покупать и как часто. С особой ответственностью стоит подходить к товарам, имеющим срок годности!
Доставка
Если производитель не отправляет товар самостоятельно, то для доставки выбирайте компанию по цене, известности, уровню обращения с товаром, срокам.
Важный совет. Старайтесь работать с такой компанией, которая сможет периодически доставлять товар быстрее стандартного срока, пускай и за дополнительную плату. Это станет вашим «козырем» в экстренных ситуациях.
Склад нужен обязательно, и спорить с этим невозможно. Идеально, чтобы склад был в одном месте с магазином или пунктом выдачи.
Но это лишь пожелания, а важнее другие моменты:
- охрана;
- резервное место для хранения;
- защита от несчастных случаев (пожар, наводнение, сильный ветер и т.д.);
- доступность для автомобилей (асфальтированные дороги, подъезды ко входу и т.д.);
- постоянная доступность;
Хранение
Очень ответственный и специфичный момент, по которому лучше консультироваться с производителем. Враг для электроники – влажность, для вещей – моль и пыль, для бытовой химии – перепады температур, и т.д.
Некоторые товары, например, одежду, можно транспортировать от склада до магазина почти без ограничений, другой – например, посуду, нужно транспортировать аккуратно. Всегда маркируйте товар на складе, чтобы работники знали, как с ним обращаться.
Какие объемы покупать выгоднее?
Отвечая на этот вопрос, необходимо сразу оговориться, что товары, имеющие относительно небольшой срок годности, закупаются по особым правилам, ровно в таком количестве, которое удастся реализовать до определенной даты.
Иные товары, конечно же, выгоднее покупать в большом количестве, если это позволяют бюджет и склад.
Закупка товаров в Китае оптом позволяет сэкономить сразу по двум причинам:
- Опт банально дешевле розницы.
- Закупая большими объемами, вы, как логично предположить, будете делать это реже, а значит, серьезно сэкономите на доставке и работе грузчиков.
Кто-то скажет, что если купить сразу много товара, то придется продавать его долго по определенной цене, а товар может подешеветь, и это приведет к потерям. Но ведь товар может и подорожать! Если вы хотите зарабатывать на выгодной цене, то лучше отправляйтесь на биржу валют. А в бизнесе вы не почувствуете колебаний закупочной цены на длительной дистанции.
Заключение
Как стало ясно из статьи, четких алгоритмов и регламентов не существует, а есть только общие правила. В начале работы старайтесь не наделать глупых ошибок и пользуйтесь классическими рекомендациями, а затем, набравшись опыта, модернизируйте процесс под свой бизнес. Помните, что вы теряете деньги каждый раз, когда товара нет в наличии, когда у него выходит срок годности, когда он хранится неправильно, когда он портится из-за неправильной работы грузчиков.