В некоторых случаях Почта России для интернет-магазинов остается единственным способом доставки в регионы. Эта служба имеет самое широкое покрытие, и отправляет товары туда, куда обычные транспортные компании не могут доставить. Торговля в регионы – это растущий сегмент продаж, поэтому часто не остается альтернатив сотрудничеству с почтой. Несмотря на это преимущество, многие магазины отказываются работать с ней по ряду причин, и об этих особенностях стоит знать.
Как происходит взаимодействие с Почтой
Доставка почтой России для интернет-магазинов может осуществляться на договорной основе, а также посылки могут отправляться от частного лица. Данная служба работает только по предоплате, если речь идет о договоре, поэтому отсутствие денег на счету может стать причиной отказа в отправке.
Многие магазины предпочитают отправлять заказы без заключения официального договора с почтой. В таком случае популярна доставка наложенным платежом для покупателя.
Вся цепочка взаимодействия с почтой России состоит из нескольких этапов (в случае заключения договора на оказание услуг):
- Заключение самого договора.
- В почтовом отделении получают диапазон штрихкодов для использования на посылках или уже готовые штрихкодовые почтовые идентификаторы (ШПИ).
- Упаковка товара в тару, которая допускается службой.
- Оформление сопроводительных бумаг.
- Перечисляют деньги на счет почты, указанный в договоре.
- Прежде, чем отправлять посылку, нужно обязательно убедиться, оплата поступила в учреждение обмена.
- Почтовые отправления доставляются в оговоренное отделение. Если отправку осуществляет работник компании, то на него должна быть выписана доверенность.
- После сдачи товара на руки получают квитанцию о приеме и документ с подписью сотрудника почты и штампом отделения.
- Когда работа выполнена, получают акт выполненных работ и счет-фактуру.
Почта также предлагает услуги забора отправлений по адресу офиса, что упрощает процесс.
В случае работы с почтой по договору обычным делом станет бумажная волокита и многоступенчатый документооборот.
Если интернет-магазин работает на условиях наложенного платежа, то схема выглядит несколько иначе.
- Посылка упаковывается в соответствии с требованиями почты.
- Товар отправляют на одном из отделений.
- Когда посылка приходит по адресу, местное отделение высылает покупателю уведомление.
- Клиент приходит на почту и оплачивает покупку.
- Деньги за товар поступают магазину.
В этом случае из-за длительности доставки происходит задержка поступления средств для магазина. Кроме того, покупатель может просто отказаться от покупки и не прийти за посылкой в отделение. Тогда затраты на путешествие товара туда-обратно лягут на магазин.
Документы для сотрудничества
Когда объемы продаж высоки, а доставка в регионы уже достаточно частое явление – это знак, что пора использовать услуги почты России на договорной основе. Договор заключают в головном офисе, а также в отделениях связи. При себе нужно иметь заполненное заявление на комплексное обслуживание клиентов в установленной форме.
Компании предоставляют следующий пакет документов:
- Бумага, подтверждающая полномочия лица, заключающего договор.
- Лицензия контрагента (если вид деятельности подлежит лицензированию).
- Копии уставных документов и свидетельства о постановке на учет в налоговой.
Если договор заключает индивидуальный предприниматель, то он приносит несколько другие документы:
- Копии свидетельств о регистрации и о постановке на учет в налоговой.
- Копия паспорта ИП.
- Справка об открытых счетах.
- Выписка из реестра ИП.
Существует типовой документ, который заключается со всеми магазинами. Если проект не масштабный, то рассчитывать на особые условия и скидки не придется. Огромным минусом сотрудничества с почтовой службой является неповоротливость системы. Документ проходит несколько стадий согласования прежде, чем сотрудничество будет официально оформлено. Иногда приходится даже напоминать о своем существовании.
После того, как договор подписан, на специальный депозит вносятся деньги. С этого счета средства будут поступать для оплаты услуг почты, так как работа осуществляется только по предоплате. За состоянием счета владелец следит самостоятельно.
Финансовая сторона дела
Если объемы продаж в регионы не велики, то заключение договора не даст особо заметной экономии. Средняя стоимость доставки по статистике около 250 рублей. При достаточно интенсивных отправках товара по почте работа по договору поможет сэкономить до 15% средств. Но эта цифра очень плавающая, так как многое зависит от объемов торговли, а также расстояния, на которое отправляется покупка.
С другой стороны, отправляя уже оплаченный товар, магазин не рискует получить возврат покупки, как невостребованной по месту получения, что часто случается с доставкой наложенным платежом. При больших объемах продаж по статистике доля возвратов может достигать 20%, с предоплаченными посылками такое случается намного реже.
Многие владельцы магазинов мечтают о скидках на услуги почты при больших объемах. Это вещь желанная, но с трудом достижимая. Да, для больших клиентов почта готова предоставить льготные условия, но это связано с некоторыми трудностями переоформления договора со сменой тарифов. Размер скидки может оговариваться в зависимости от используемого пакета услуг.
Дополнительно заказывают при необходимости прием отправлений прямо из офиса. В зависимости от количества отправок в неделю тариф колеблется от 1270 рублей 1 одну отправку до 5450 рублей за 7 отправок. Каждый дополнительный прием вне графика оплачивается отдельно. Также доплачивают за отправления весом более 8 кг.
Удобство и перспективы почты
Все, кто сталкивался с почтовой службой, знают, насколько справедливы интернет-мемы на эту тему. Порой не поддаётся никакой критике само обслуживание работниками отделений. Поэтому многие магазины предпочитают сотрудничать с конкретным отделением, где меньше очередей, а сами сотрудники более адекватные и вежливые.
У почты России есть несколько плюсов:
- Доставку можно осуществить в самые отдаленные регионы.
- Возможность доставки ускоренной почтой EMS. Правда, этот вариант связан с дополнительными расходами.
- Есть часть покупателей, которые доверяют больше именно почте, а не транспортным службам.
- По сравнению с услугами транспортных компаний, почта часто предоставляет более низкие тарифы.
Использование услуг почты позволяет охватить широкую целевую аудиторию. По оценкам специалистов до 30% покупок совершается именно из регионов, поэтому сотрудничество с почтовой службой помогает увеличить продажи.
Существуют причины, по которым многие магазины отказываются работать с почтой России, и они бывают достаточно весомыми.
- Большой срок доставки, он может колебаться от нескольких дней до нескольких недель.
- Отсутствие автоматизации отслеживания. Даже если заключен договор, отслеживать состояние отправления приходится вручную. Бывают случаи, когда посылка приходит по адресу, но клиенту не приходит уведомление, в таком случае нужно самостоятельно оповещать покупателя. Это снижает риск возврата посылки, как невостребованной, а это связано с дополнительными затратами.
- При отправке наложенным платежом, средства на время замораживаются до получения покупки клиентом.
- Большой процент потерь и воровства отправлений. Посылки иногда доставляются не тому адресату, а также не редки случаи подмены товара работниками почты.
- Нарушение целостности упаковки товара.
Работая с почтой, рекомендуют дополнительно связываться с покупателем на всех этапах: подтверждение заказа, уведомление об отправке, информирование о прибытии покупки по адресу. Это увеличивает затраты на связь, но поможет сберечь репутацию магазина во многих спорных вопросах.