Доказательством того, что вы являетесь индивидуальным предпринимателем и можете осуществлять свою деятельность в рамках правового поля, являются документы, выданные вам после регистрации ИП. Детальнее об этом расскажет наша статья. Предпринимательство — это такой вид деятельности, который бизнесмен самостоятельно осуществляет на свой страх и риск и получает за это определенную прибыль. Несмотря на то, что самостоятельность является основным признаком, тем не менее, законодательством РФ предусмотрена обязательная регистрация в налоговых органах. Процедура не отличается сложностью.
Порядок регистрации – когда получать документы
Для регистрации необходимо подать в налоговую по месту вашей прописки следующее (полный список документов для регистрации в подробностях):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
- соответствующее обращение на открытие предпринимательства следующего образца (http://base.consultant.ru/).
- подтверждение того, что государственная пошлина уплачена;
- заявление на УСН, если вы определились с режимом налогообложения. У вас обязательно должен остаться второй экземпляр с отметкой налогового органа.
Может также понадобиться справка об отсутствии судимости для некоторых видов деятельности.
После этого у фискальных органов есть 5 дней на проверку и выдачу документов после регистрации ИП:
- Документ, который предоставит вам право начинать осуществлять предпринимательскую деятельность в той сфере экономики, которую вы выбрали, — это свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
- Взятие на учёт в органах налоговой инспекции подтверждает свидетельство формы №2-1-Учет. Заполнить и отправить его можно с помощью он-лайн сервиса ФНС — https://service.nalog.ru/zpufl/.
- Не менее важный документ – это выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
- Индивидуальный налоговый номер (ИНН), если до этого он вами получен не был.
- Извещения страхователя от внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС)
- Сведения о постановке на упрощенную систему налогообложения. Если вы сразу не подали заявление на УСН, то у вас для этого есть еще 30 дней, иначе вы останетесь на общей системе налогообложения, которая устанавливается автоматически.
Для чего необходимо свидетельство о госрегистрации
Свидетельство о государственной регистрации изготавливается на специальном бланке с двойной степенью защиты. Имеет голограмму, на которой изображен герб России. На нем указаны серия и номер, ФИО предпринимателя, индивидуальный номер и дата начала деятельности. Также в документе указано наименование инспекции, его выдавшей и стоят соответствующая подпись начальника с печатью.
Свидетельство – это такой документ, без которого, в принципе, невозможно осуществление предпринимательской деятельности.
Оно еще к тому же необходимо для:
- заключения договоров. Любое соглашение, которое заключается бизнесменом, требует указания номера свидетельства.
- предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности. Ни один фискальный, финансовый и другой государственный орган не примет у вас отчетность или какие-либо расчетные, платежные бумаги без вышеуказанного номера.
- открытия расчетного счета в банке. В случае, если у вас возникла такая необходимость, то без свидетельства не обойтись.
- получения патентов и лицензии. При осуществлении лицензионной деятельности, открытии патента – номер свидетельства обязателен.
- Получение кредитов.
- При подаче исков в суд, банкротстве и иных судебных разбирательствах.
Для чего необходима выписка
Вторым по важности документом, который ИП получает после регистрации, — это выписка из единого государственного реестра ИП (ЕГРИП), которая играет существенную роль не только при открытии, но и при текущей деятельности.
Существует несколько видов выписок:
- Первые – официальные, юридически значимые. Выдаются в налоговом органе.
- Вторые – имеют информационный характер. Их можно получить на сайте Федеральной налоговой службы России.
Выписка выдается в случаях, когда бизнесмену необходимо:
- информация о себе;
- о контрагенте;
- при изменении сведений в учредительных документах;
- при изменении, дополнении, удалении кодов ОКВЭД;
- для участия в торгах и тендерах;
- для получения лицензий.
Если возникли изменения, связанные с переменой места жительства предпринимателя, то регистрирующим органом вносится в ЕГРИП соответствующая запись, а регистрационное дело пересылается по новому адресу.
Выписка из ЕГРИП включает в себя регистрационные данные, статус, сведения, позволяющие идентифицировать лицо (ФИО, пол, возраст, гражданство), данные о видах экономической деятельности, об учете в налоговом органе, лицензионной деятельности. Не предоставляются третьим лицам: адресные данные, сведения о расчетных счетах в банке и данные документов, удостоверяющих личность.
Выписка печатается на листах А4 10 шрифтом Arial, пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью уполномоченного лица и гербовой печатью. Выдается в течение 5 дней, хотя законодательно это ничем не предусмотрено.
Если вы решили заверить выписку у нотариуса, то теоретически ваш документ действителен 5 дней, но на практике этот срок продлевается на месяц.
Выписка на себя является бесплатной, на контрагента – 200 рублей. Срочный вариант, вне зависимости от заказчика, будет стоить 400 рублей.
Какие иные документы есть у ИП после регистрации
Кроме вышеперечисленных документов, после открытия ИП, ему могут выдать индивидуальный налоговый номер, если до этого он не выдавался, свидетельство о постановке на упрощенную систему налогообложения (если вы сразу определились с видом деятельности), извещения страхователя от внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС, ФСС), которые носят информативный характер.