Любой бизнес нельзя начинать без разработанной схемы его ведения. Франчайзинг не исключение. Несмотря на то, что модель ведения бизнеса и особенности его предпринимателю будут доступны – бизнес-план франшизы все же должен быть. К тому же некоторые франчайзеры считают его обязательным условием при подписании договора.
О важности бизнес-плана
Любой бизнес – это риск. Даже такой, казалось бы, беспроигрышный вариант, как работа по франшизе требует создания плана работы. Он станет отличным ориентиром для успеха и будущего развития.
Важность бизнес-плана сложно переоценить, ведь он дает следующую информацию:
- Сумму вложений для запуска франшизы.
- Прогноз дохода.
- Текущие затраты.
- Рентабельность франшизы.
- Период выхода на точку безубыточности.
- Сезонность.
- Чувствительность франшизы к разным факторам.
Важно! Именно разработка бизнес-плана поможет принять решение стоит ли начинать дело в конкретном регионе.
Часто условием предоставления франшизы является создание потенциальным франчайзи бизнес-плана. Такое требование выдвигают большие корпорации, которые тем не менее внимательно относятся к своему делу. Для них закрытие хотя бы одной франшизы – это удар по имиджу, поэтому без четкого, продуманного плана действий они просто не подпишут договор.
Но в первую очередь бизнес-план важен именно для предпринимателя, ведь он рискует собственными деньгами и должен понимать, чего ждать от проекта и как быстро он начнет приносить прибыль.
Некоторые советы по составлению
Для того чтобы бизнес-план стал помощником в достижении цели, он должен быть составлен продумано и с пониманием каждого пункта. У него есть ключевые разделы, с определенным смысловым наполнением.
Вступление
Здесь коротко описывается концепция деятельности. Уже в самом начале стоит рассказать, почему был выбрано именно это направление деятельности и именно этот бренд. Указать имеющиеся возможности относительно инвестиций и их влияния на финансовое положение франчайзи. Важно описать желанные масштабы продаж, указать эффекты от открытия именно этой франшизы.
Данные о франчайзи
Тут что-то по примеру автобиографии в коммерческой деятельности. Конечно, написать личные данные – ФИО, место проживания, контакты. Плюсом будет положительный опыт коммерческой деятельности, «стаж» такой работы указать.
Характеристики рынка
Это ключевой пункт всего бизнес-плана ведь в нем описывается рынок, на который планирует выход предприниматель.
Обязательно нужно указать:
- Стабильность рынка.
- Уровень его развития.
- Постоянный он ил сезонный.
- Его переменность.
- Объем локального рынка с позиции покупательского потенциала.
- Оценить потенциал развития.
Обязательно сделать пункт о конкуренции в сфере и в регионе (городе), сильные и слабые стороны.
Помещение
Описывается помещение, где будет вестись бизнес. Даже для интернет-продаж оно тоже должно быть – офис, склады. Если недвижимость в собственности, то необходимо подать данные про нее, в том числе находится ли она в кредите или в залоге. Если недвижимость кредитная, то график погашения платежей. Для арендованных площадей указывается срок и сумма арендной платы, возможности продления договоров аренды.
Персонал
Важная часть любого бизнеса, в том числе франшизы – это персонал. Обязательно должны присутствовать данные о людях, которые будут занимать руководящие должности, их квалификации. Если уже есть нанятые работники, то и данные о них. Нелишним будет указать собственное мнение о сотрудниках, оценить их личностные качества. Имеет значения система трудоустройства в компании, ее тоже нужно описать.
Маркетинг-план
Эта часть важна, даже несмотря на то, что готовую модель предоставят. Нужно указать:
- Маркетинговые цели.
- Возможные рекламные действия, которые могут повысить доходность.
- Внешний вид ТТ.
Обратите внимание! В данном пункте «разогнаться» не получится, так как существуют определенные ограничения. Все должно соответствовать стандартам и принципам работы франчайзера.
Источники обеспечения
Зачастую на этот пункт влияет франчайзер, так как именно он указывает источники поставок товаров/сырья. Но франчайзи нужно к ним приспособиться и принять.
Финансовые данные
Данный раздел бизнес-плана поможет самому франчайзи тщательно рассмотреть финансовое положение. Обязательные подпункты:
- Собственные сбережение, свободные средства.
- Кредиты, проценты по ним, график выплат по периодам.
- Квоты для конкретного вида деятельности.
- Источник финансового резерва при возникновении непредвиденных обстоятельств.
- Расходы – роялти для франчайзера, арендная плата, налоги, коммунальные платежи, зарплаты и т.д.
Такой перерасчет и распределение по статьям расходы-приходы поможет реально оценить возможности ведения бизнеса.
Дополнения
Этот раздел подкрепляется конкретными документами, которые касаются будущей деятельности, ними могут быть:
- Кредитные договоры с графиками погашения платежей.
- Трудовые договоры с сотрудниками, резюме кандидатов на ключевые должности.
- Арендные договоры.
- Копии свидетельства о праве собственности на недвижимость.
- Другие бумаги, которые могут детализовать представленный бизнес-план.
Подробнее о планах!
У нас на сайте вы сможете найти различные методики составления бизнес-планов: классический вариант для интернет-магазина, а также общая методика, которая поможет вам определиться с базовыми пунктами вашего будущего документа.
Специфика составления
Зачастую франчайзер помогает в составлении бизнес-плана, ведь в таком случае на каждом этапе удастся учесть специфику конкретной франшизы. Он делает это не только из добрых соображений и для того чтобы избежать обвинений со стороны франчайзи о введении в заблуждение.
Но стоит понимать, что именно франчайзи должен быть заинтересован в детализации и вообще создании добротного бизнес-плана. Все средства, которые он имеет или возьмет в кредит, в случае краха придется терять именно ему. Поэтому важно просчитать все до мелочей.
Заключение
Бизнес-план важен в любой предпринимательской деятельности. К его составлению следует подойти ответственно и не приукрашивать ситуацию на рынке, финансовое положение – это лишнее – оценка должна быть объективной.