Что такое роялти во франшизе – что это за взнос, и как его платить

Одно из понятий, с которым придется столкнуться франчайзи при работе по франшизе – это роялти. Если сказать очень просто – то это отчисления, которые уплачиваются в пользу франчайзера на регулярной основе, что-то вроде квартплаты. Существуют франшизы, где этого платежа вовсе нет, а есть такие, где он достаточно большой. Но разобраться в том, что такое роялти во франшизе все же следует более детально, ведь оно не так просто как кажется.

Определение

Роялти во франшизе – это регулярный платеж в пользу франчайзера от франчайзи за пользование торговой маркой, логотипом, иными атрибутами бренда, что отличают его от конкурентов.

Многим франчайзи интересно, куда тратятся ежемесячные платежи в виде роялти. Не стоит думать, что это чистая прибыль франчайзера, зачастую средства идут на развитие бренда, продвижение новых продуктов и создание стратегий развития бизнеса. То есть фактически любое отчисление роялти играет в пользу и самого франчайзи.

Ставка роялти может быть разной, ее определяет франчайзер. Суммы (проценты), которые в будущем нужно вносить, прописываются в договоре и требовать больше, чем согласованный объем франчайзер не может.

Важно! Размер роялти следует знать, так как данный регулярный платеж обязательно учитывается при составлении бизнес-плана.

Существуют также другие определения понятия:

  1. Периодическая денежная компенсация за использование патентов, авторских прав, других объектов собственности.
  2. Доход правообладателя, который зависит от валового дохода франчайзи.
  3. Оплата услуг франчайзера, которые он оказывает своему бизнес-партнеру. Сюда могут быть включены: логистика, маркетинг, товароведение, построение и поддержка отношений с поставщиками, тренинги для персонала, поддержка работоспособности сайта.
  4. Вид лицензионного соглашения, периодическая компенсация.

От чего зависит размер платежа

Размер и метод просчета роялти определяет франчайзер, но есть некоторые факторы, которые влияют на объем этого постоянного платежа.

Среди них:

  • Престижность торговой марки. Яркий пример – сети отелей, которые очень дорожат своим имиджем и репутацией. Высокой ставкой роялти они «фильтруют» случайных участников рынка, которые хотят только попробовать себя в данном направлении.
  • Объем прибыли. В данном случае, при расчете роялти берут во внимание выгоду, которую может получить франчайзи, рентабельность бизнеса, торговую наценку и другие факторы, влияющие на прибыль.
  • Расходы на франшизу со стороны франчайзера. Они могут быть разными: обучение персонала, предоставление формы, оборудования, кредита и т.д. Для того чтобы все это компенсировать и используется роялти.
  • Расходы на содержание персонала головной компании. Естественно есть штат сотрудников, которые обеспечивают работу всей структуры – это и бухгалтера и отдел маркетинга и специалисты-логисты и многие другие.
Обратите внимание! Иногда роялти нет вообще, но такие франшизы вполне удачно развиваются и работают на благо франчайзера и франчайзи. Убирают из списка платежей роялти, те компании, которые являются производителями продаваемых товаров, ведь они получают прибыль в любом случае от закупки товаров. Если же закупки товаров нет, то роялти присутствует всегда, так как себе в убыток ни один предприниматель работать не будет.

Размеры платежей

Размеры роялти очень разняться в зависимости от типа франчайзингового соглашения, сферы деятельности и других факторов. На данный момент существует всего 3 вида расчета размера роялти, а именно:

  1. Определенный процент с финансового оборота. Такой тип самый распространенный на сегодня. Конкретный процент оговаривается еще на этапе подписания соглашения, поэтому франчайзи знает, сколько ему придется платить. Иногда эти проценты довольно высокие, вплоть до 17-20%.
  2. Процент от прибыли – данный тип применяется в торговых франшизах, там, где есть наценка на товар. Особенно это актуально для оптовиков-франчайзеров, которые контролируют ценовую политику розничных точек.
  3. Фиксированная сумма. С определенной частотой франчайзи уплачивает определенную сумму, которая не зависит от оборота, прибыли. Зачастую подобный платеж не очень большой, но порой, если дела идут совершенно плохо, он становиться обременительным для франчайзи.

Встречаются также комбинированные варианты роялти, а именно франчайзер предлагает франчайзи оплачивать определенный процент от (выручки, товарооборота, дохода), но не ниже некой фиксированной суммы, которая обязательно оговаривается.

Не стоит забывать, что выплачивать роялти – это обязанность франчайзи, которой его наделяет договор франшизы. Если платежи вносятся не вовремя или вовсе не вносятся франчайзер имеет право в одностороннем порядке разорвать соглашение, хотя такое случается и не очень часто.

Если роялти нет

Многие франчайзи, особенно начинающие ищут франшизу без роялти и паушального взноса, ведь считают что данные предложения самые выгодные. Но стоит понять, что просто так давать работать под популярной торговой маркой без платы за это никто не будет, выгоду франчайзер получает в любом случае. Но если во франшизе нет роялти, то пути получения ее другие, которые сразу можно и не заметить.

Но все же выгодные предложения без регулярных взносов существуют, таким образом работают многие торговые предприятия, которые сами же и изготавливают товар. Выгода в этом случае понятна, ведь франчайзеру удобно, чтобы франчайзи закупил у него как можно больше товара и реализовал его через сеть.

Есть также понятие скрытого роялти, когда при покупке товара, платеж закладывается в виде наценки сразу от производителя. Это уже своего рода уловки, ведь франчайзи уверен, что он не вносит ежемесячные платежи и работает очень выгодно для себя, но, по сути, он платит не просто регулярно, а с каждой новой закупкой.

Важно! Независимо от типа роялти и его формы, все же франчайзер не заинтересован «задушить» нового бизнес-партнера непосильными платежами. В его интересах, чтобы тот  развивал сеть и работал на благо головной компании. Именно поэтому не стоит пугаться на первый взгляд огромных платежей, все они вполне обоснованные.

Что говорит статистика

Так как самый распространенный вариант расчета – это определенный процент от товарооборота, выручки, Международная Ассоциация Франшиз (IFA) провела исследование, касательно среднего размера этого платежа.

Так, по данным IFA:

  1. Средний процент роялти в разных сферах и при разных типах франшиз – 6,5%.
  2. Ресторанный и отельный бизнес, за исключением мега-дорогих франшиз – 4,5%.
  3. Некоторые фаст-фуды выставляют значительно больший процент роялти – около 10%.
  4. Сфера ритейла (большие розничные магазины) – 6%.
  5. Продажа недвижимости – 7,5%.
  6. Образовательные франшизы – 8,5%.
Важно! Законы не регулируют верхнюю планку платежа, в некоторых случаях он может достигать даже 50% от выручки. Но в большинстве случаев «отпугивающим» фактором является размер регулярного платежа свыше 20%.

Паушальный взнос и роялти

Часто начинающие франчайзи путаются в двух основных понятиях, а соответственно и платежах – роялти и паушальный взнос. Оба они – это плата за франшизу, но паушальный взнос вноситься только один раз при заключении договора. Роялти же выплачивается регулярно, на протяжении всего срока действия соглашения.

Эксперты заметили такую особенность, что чем выше паушальный взнос, тем меньше роялти, и наоборот. Хотя это не общее правило, часто случается так, что и один и второй платеж очень высокие.

По тому, какое соотношение этих двух платежей, можно также понять, на что рассчитывает франчайзер. Если он просит солидный паушальный взнос и при этом роялти пару процентов, стоит понимать, что существенной поддержки по ходу работы не будет, ведь за то чтобы предоставлять определенные услуги нужно платить.

Если же паушальный взнос средний по предложениям в данном сегменте или низкий, но роялти повыше среднего показателя, то тут 2 варианта:

  1. Франчайзер слишком высоко ценит свои услуги.
  2. Франчайзер действительно будет предоставлять всестороннюю поддержку – обучение персонала, помощь в заключение договоров с поставщиками, логистические услуги и т.д. Для того чтобы не прогореть и не переплатить, стоит четко прояснить для себя, перед подписанием договора, что именно получаете вы как франчайзи за заявленный объем роялти.

Периодичности внесения платежа

По общепринятому мнению, роялти вноситься каждый месяц, в зависимости от выбранной схемы расчета платежа. Если платеж скрыт и замаскирован под наценку при закупке товара, то тут периодичность будет совпадать с частотой заказа товара у франчайзера.

Условия внесения роялти оговариваются на этапе заключения соглашения, и в процессе согласования можно изменить условия на более выгодные для двух сторон.  Случается такое, что франчайзи разрешает вносить роялти не с первого месяца работы, что очень удобно, ведь начинающий франчайзи имеет определенное время для того чтобы понять суть работы, раскрутиться. Порой это период достигает года, но зачастую несколько месяцев.

Заключение

Роялти – это понятие, которое плотно вошло в словарь франчайзера и франчайзи, ведь это регулярный платеж. Размеры и методы просчета зависят от многих факторов. Для того чтобы в процессе работы не возникало непоняток, следует сразу прояснить для себя вопрос с размером роялти.

Комментарии (отсутствуют)

Поделитесь своим мнением

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности