Актуально на 2017-2018: как зарегистрировать ИП самостоятельно

Любая бизнес-идея требует воплощения не только материального, но и юридического. Казалось бы, что все просто: сегодня ИП может зарегистрировать любой совершеннолетний гражданин РФ. На практике же возникает множество вопросов. Что такое ОКВЭД? Как оформить документы на регистрацию? Стоит ли доверять регистрацию профессионалам? В этой статье мы рассмотрим пошаговую инструкцию регистрации, после которой у вас не останется подобных вопросов, а также вы поймете, что сможете пройти весь процесс самостоятельно, сохранив несколько тысяч рублей и не потратив свои нервы.

Подготовка

Регистрация ИП – это несложная и обязательная процедура, ведь незарегистрированное должным образом предпринимательство может привести к административной и даже уголовной ответственности. Подготовка к регистрации включает в себя сбор необходимых документов, выбор кодов деятельности, системы налогообложения, а также получение ИНН. Давайте разберемся со всем по порядку.

По нашему мнению, САМАЯ главная сложность, с которой можно столкнуться при регистрации: не ошибиться при заполнении заявлений (на регистрацию и УСН)!

Коды ОКВЭД

Для начинающего бизнесмена подбор кодов ОКВЭД может стать настоящей проблемой. Некоторые компании, оказывающие услуги по регистрации ИП и ООО, даже взымают дополнительную сумму за подбор кодов деятельности. На деле же коды ОКВЭД практически ни на что не влияют и на их выбор не стоит отводить много сил и времени.

Коды ОКВЭД – это список, содержащий в себе разделы, которые разбиты еще на подразделы.

Например, код 47.21 соответствует деятельности по розничной реализации фруктов и овощей в специальном магазине. Вы можете определить нужные для регистрации ИП коды самостоятельно, либо же воспользоваться специальной вкладкой «Задать вопрос» на официальном сайте оквэд.рф, в которой нужные вам коды подскажут онлайн-специалисты.

Также коды можно выбрать из официального документа на странице http://base.garant.ru/185134/.

Согласно законодательству один из выбранных вами кодов будет считаться основным и на основании него будет рассчитан тариф на страхование работников от профессиональных заболеваний в ФСС и если вы планируете нанимать работников, то тогда к выбору основного кода ОКВЭД стоит подойти более скрупулезно. Основным кодом считается тот, по которому процент от получаемой выручки превышает 60% от общей суммы дохода.

При изменении кодов ОКВЭД необходимо уведомлять УФМС. Для этого следует заполнить заявление по форме P24001 и передать в налоговую службу. Пошлина при внесении изменений в ЕГРИП не взымается.

Законодательством не уставлены лимиты по выбору кодов деятельности, но как показывает практика, оптимальным является наличие от 2 до 6 кодов. В этом случае у ИП будет меньше возможных проблем с налоговой и внебюджетными фондами.

Налогообложение – выбираем систему

Предприниматель вправе выбрать любую из существующих налоговых систем (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН).

Заявление на УСН можно скачать с официального сайта — http://www.nalog.ru/html/docs/4010_1.pdf.

Зарегистрировать ИП можно без подачи заявления о переходе на специальный налоговый режим. В данном случае ИП автоматически будет переведен на общую систему уплаты налогов, которая является самой тяжелой как по налоговой нагрузке, так и по требуемому документообороту.

Специальные режимы снижают налоговое бремя предпринимателя. Они освобождают ИП от уплаты целого ряда налогов: НДС, НДФЛ (только от предпринимательской деятельности), налога на имущества.

На УСН предприниматель имеет право вести какую угодно не запрещенную закон деятельность, кроме производства подакцизных товаров, а также добычи некоторых видов полезных ископаемых.

ЕСХН вправе платить только те предприниматели, которые получают свыше 70% от дохода от продажи сельскохозяйственной продукции или от рыбной ловли.

Многие предприниматели могут перейти с общей системы и на ЕНВД и на патент, т. к., например, для этого подходит осуществление розничной торговли, ведение ветеринарной деятельности, а также авто- и грузоперевозки.

Полный перечень видов деятельности, позволяющих перейти на уплату ЕНВД или ПСН, можно найти в ст. 346 Налогового кодекса РФ.

Получение ИНН

ИНН – это индивидуальный номер налогоплательщика, который можно получить в ФНС. Состоит ИНН из 12 цифр и представляет собой свидетельство формата А4.

Физическое лицо в случае если оно становится индивидуальным предпринимателем не должно получать ИНН, если оно у него уже есть, но если оно отсутствует, то его нужно получить.

ИНН нужен, прежде всего, для того чтобы для контрагентов ИП была возможность проверки его существования. Зная ИНН и ФИО ИП, можно проверить, существует ли на самом деле такой индивидуальный предприниматель или нет. Более того, ИНН обязательно ставится на печати предпринимателя, а также указывается в его реквизитах.

Формирование пакета документов

Чтобы самостоятельно открыть ИП необходимо заранее подготовить следующий пакет документов:

  • Заявление о регистрации ИП (форма P21001);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Заявление о переходе на специальный режим налогообложения;
  • Копия паспорта;
  • Копия ИНН (если он есть).

Заполнить заявление можно как от руки (бланк можно скачать с официального сайта ФНС), так и в электронном виде. Требований к заполнению заявления множество и поэтому перед тем, как приступить к этой задаче, следует внимательно с ними. Если вы подадите в налоговую службу неправильно заполненное заявление, то высоко вероятность того, что вам просто откажут в регистрации и вам придется повторно подавать документы.

Государственная пошлина на регистрацию ИП составляет 800 рублей (на 2017-2018 гг.) и оплатить ее можно в любом банковском учреждении.

Также тут вы сможете онлайн сформировать ваш платеж (госпошлину) — https://service.nalog.ru/gp2.do.

Индивидуальные предприниматели чаще всего предпочитают упрощенную систему налогообложения, хотя пользуются популярностью и такие режимы, как ПСН и ЕНВД.

Заявление заполняется по форме № Р21001

Бланк заявления скачивается отсюда — http://www.nalog.ru/rn77/forms/4162994/

Копия ИНН прикладывается в случае, если оно у вас уже есть. Если ИНН при подаче документов на регистрацию ИП нет, то дополнительно к пакету документов прикладывается заявление о выдаче ИНН, а поля в заявлении о регистрации ИП, отведенные для внесения индивидуального номера налогоплательщика, остаются пустыми. Срок регистрации ИП продляется на срок получения ИНН, т. е. на 10 рабочих дней.

Нужно ли идти к нотариусу при регистрации? НЕТ! Но, поход к нотариусу при открытии ИП необходим для заверения подписи на копии паспорта и заявлении, если документы на регистрацию в налоговую подаете НЕ лично Вы.

Подача документов в налоговую

Итак, пакет документов сформирован, осталось только передать их в налоговую инспекцию и через определенный инспектором промежуток времени прийти и забрать лист записи ЕГРИП.

Существует несколько способов передачи пакета документов в ФНС:

  • Лично;
  • Через представителя;
  • По почте;
  • Через курьерскую службу;
  • Через сервис онлайн-подачи документов на сайте ФНС.

Лично передать документацию на регистрацию можно только в инспекцию по месту прописки. Если же вы не находитесь по месту прописки в момент подачи документов на регистрацию, то обратиться можно в любую инспекцию. Записываться заранее на прием в ФНС не нужно, достаточно узнать часы работы нужного вам специалиста и пройти процедуру передачи документов в порядке живой очереди.

Нужно ли сшивать заявление на регистрацию? НЕТ.

Раньше заявление при подаче в налоговую сшивали специальным образом, сейчас этого делать не требуется. Достаточно скрепить листы какой-либо скрепкой.

Если вы собрались передавать документы через вашего представителя, то тогда обязательно нужно посетить нотариуса для заверения вашей подписи и выдачи на представителя нотариальной доверенности на выполнение действийот вашего имени, связанных с регистрацией ИП.Копию паспорта также следует заверить у нотариуса.

При подаче документов Почтой России необходимо направлять их письмом с объявленной ценностью и с описью вложения. Отправка документов через курьерскую службу возможна только для Москвы.

Для того чтобы подать документы онлайн вам нужно будет отсканировать их и направить с помощью сервиса «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя» на сайте ФНС. От вас не потребуется даже наличия электронной подписи, т. к. свою личность вы подтвердите, когда принесете оригиналы документов в налоговую.

По прошествии 3 рабочих дней в назначенное инспекторов время вам нужно будет посетить налоговую снова чтобы получить лист записи ЕГРИП, ведь именно он подтверждает факт регистрации ИП.

Действия после регистрации

Процесс регистрации подошел к концу, однако, ваши приключения после заветного листа записи ЕГРИП только начинаются. После того как вы пройдете регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, вам будет нужно:

  • Пройти регистрацию во внебюджетных фондах;
  • Открыть расчетный счет;
  • Обзавестись печатью и кассовым аппаратом (если это необходимо).

Регистрация во внебюджетных фондах и обязательные платежи

Начиная с 2017 года регистрироваться в Пенсионном фонде ИП нет необходимости, т. к. теперь страховые платежи входят в зону ответственности ФНС. ФНС автоматически направляет сведения и в ФОМС и поэтому вам также не нужно обращаться в данное учреждение для регистрации. Остается Фонд социального страхования.

Регистрироваться в ФСС нужно только тем предпринимателям, кто является еще и работодателем. Подать документы на регистрацию следует не позднее 30 дней со дня получения листа записи ЕГРИП, иначе вас ждет штраф в размере 5 000 рублей.

Обязательные платежи ИП:

ИП должен будет платить обязательные взносы в ПФР и ФСС. Минимальная сумма взносов на 2017 год составляет 27 990 рублей. При наличии работников ИП платит взносы и за них тоже.

Расчетный счет

На законодательном уровне расчетный счет для ИП носит исключительно рекомендательный характер.

Однако это необходимо в следующих случаях:

  • Если ИП собирается переводить или получать от контрагентов суммы безналичным образом, превышающие 100 000 рублей.
  • Если ИП желает расплачиваться с внебюджетными фондами безналичным расчетом.

Открыть расчетный счет можно в любом подходящем вам банке. Список документов у всех банков практически одинаковый:

  • Нотариально заверенная копия ИНН;
  • Копия паспорта;
  • Лицензии (если ваша деятельность предусматривает их наличие).

Еще недавно индивидуальный предприниматель был обязан в течение нескольких дней уведомлять налоговую и пфр об открытии и закрытии расчетных счетов… Теперь уведомление об открытии расчетных счетов ОТМЕНИЛИ – еще в 2014 году!

Официальная новость (закон) на этот счет на сайте налоговой — http://www.nalog.ru/rn78/news/tax_doc_news/4604318/.

Печать и кассовый аппарат

Печать, как и наличие расчетного счета, носит опциональный характер и ее наличие у ИП не закреплено на законодательном уровне. Однако в России сложилась практика заверения большинства документов именно печатью и не имея ее предприниматель может столкнуться с трудностями.

Печать у ИП всегда содержит его ФИО, адрес прописки, надпись «Индивидуальный предприниматель», а также номер, присвоенный ИП при регистрации.

Заказать печать можно в любом центре, предоставляющем такую услугу. Стоимость услуги от 500 рублей, а срок изготовления от 2 часов. Регистрировать печать ИП не обязан и поэтому может иметь ее в нескольких экземплярах.

С 2017 года началось внедрение так называемых онлайн-касс или, говоря простым языком, касс, имеющим доступ в интернет для оперативной передачи информации в налоговую инспекцию. Онлайн-кассы внедряются для того чтобы понизить возможность предпринимателя работать по «серой» бухгалтерии.

До 1 июля 2017 года только те предприниматели, которые работают на ОСНО, УСН, а также ЕСХН, должны будут перейти на использование новых кассовых аппаратов. До 1 июля же 2018 года – все остальные ИП (т. е. те, кто работает на ЕНВД и ПСН).

Стоит отметить, что стоимость обслуживания касс подобного вида сильно возрастет по сравнению со стоимостью обслуживания обычных кассовых аппаратов.

Налоги

Вне зависимости от того, какой налоговый режим выбрал предприниматель, он будет обязан платить такие виды налогов, как транспортный, земельный, водный и налог на добычу полезных ископаемых. Эти налоги подлежат к уплате только тогда, когда бизнес предпринимателя как-либо связан с объектом конкретного вида налога. Кроме того, опционально ИП должен уплачивать государственные пошлины, акцизы (при производстве подакцизной продукции), и прочие сборы.

При переходе на один из специальных режимов налогообложения ИП платит фиксированный процент либо от реальной выручки, либо от предполагаемой.

Так, на УСН есть два варианта работы: уплачивать 6% от всего дохода, либо 15% от разницы между доходами и расходами.

Первый вариант выгоден тем компаниям, которые не имеют большой статьи расходов. Под эту категорию попадают почти все фирмы, оказывающие услуги населению. Заплатить 15% от разницы между доходами и расходами выгоднее производственным компаниям, а также тем, кто занимается перепродажей чего-либо.

Предприниматели на УСН не платят налог на доходы физических лиц (за ту часть, которая поступила к ним как к индивидуальному предпринимателю), а также НДС и налог на имущество.

Отчетность сдается ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Заключение

Регистрация статуса ИП – это несложный процесс, к которому чтобы все прошло быстро и гладко нужно подойти ответственно. Для организации своего небольшого дела ИП выгоднее, чем ООО, ведь для регистрации требуется меньшее количество документов и денежных средств. К открытию ИП стоит подойти с умом, ведь закрыть его не так просто: так, у вас не должно быть задолженности перед внебюджетными фондами, а также сотрудниками.

Возможно, многим понадобится официальный сервис, где можно узнать информацию о государственной регистрации юридических лиц — http://egrul.nalog.ru/.

Комментарии (отсутствуют)

Поделитесь своим мнением

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности