Поучительная история семейного бизнеса по продаже автозапчастей

На этот раз нам удалось пообщаться с представителем семейной пары, которая своим примером может мотивировать многих на старт собственного дела. Информация будет очень интересна не только тем, кто собирается занимается именно авто запчастями, но и просто всем, кто интересуется организацией собственного дела с нуля.

 

Как всегда, слово автору

В этой статье хочу рассказать о том, как начинался наш семейный бизнес в непростые 90-е годы, развивался в «подъемные» 2000-е и развалился в период финансового кризиса последних лет. Надеюсь, что мое повествование поможет начинающим предпринимателям уберечься от некоторых ошибок.

Мы – это семейная пара, которая в трудные 90-е годы решила, что работа на себя – это единственный вариант обеспечить семью. В 1997 году мы решили переехать с Сахалина в Центральное Черноземье, точнее – в город Липецк. Наше решение было продиктовано тревогой за безопасностьнаших детей, в связи с участившимися землетрясениями в Сахалинской области в то время.

Как все начиналось

Решение открыть собственный бизнес пришло не сразу. Переехав в новый город, мы начали искать работу. Но растущая безработица и мизерные заработные платы на существующие вакансии на местной бирже труда не дали осуществить наши планы.

Вот тогда мы с мужем и решили попробовать начать работать на себя и для себя. Имея небольшой стартовый капитал (от продажи квартиры на Сахалине), мы задумались о том, какую сферу деятельности выбрать. У мужа – незаконченное высшее техническое образование и умение прекрасно разбираться в автомобилях. У меня – высшее техническое образование и навыки общения с компьютером.

Для начала мы решили просканировать, какие ниши для предпринимательства в новом для нас городе свободны, и какой вид деятельности будет востребован. Остановились на торговле автозапчастями для легкового транспорта, автомаслом и другими техническими жидкостями. Автопарк конца 90-х – это довольно «поношенные» российские машины.

Тотальное отсутствие денег у населения не позволяло приобретать новые авто. Поэтому ремонт – это единственное возможное решение поддерживать свой автомобиль в работоспособном состоянии.

Первые шаги семейного бизнеса

Самый главный закон рынка: «Спрос рождает предложение». Проведя простое исследование, мы убедились, что спрос на автозапчасти очень велик. Второй краеугольный камень для постройки успешного бизнеса – не очень высокий уровень конкуренции. В то время в средней полосе России еще не наблюдалось засилья московских инвестиций. Поэтому все для нас складывалось довольно удачно: наличие спроса и невысокая конкуренция.

Следующий шаг: легальное создание торгового предприятия. Проведя мониторинг существующих вариантов, мы остановились на создании ООО (общества с ограниченной ответственностью). Нам показалось, что такая форма наиболее безопасна в экономическом плане. Объясняю: при неблагоприятном стечении обстоятельств ООО несет материальную ответственность перед сторонними лицами только в размере своего уставного капитала. В то время минимальный сумма уставного капитала – 8 (или 9) тыс. руб. Мы купили компьютер (он стоил 9 тыс. руб.) и обозначили его в качестве уставного капитала.

Оформление всех необходимых документов мы доверили одной из юридических фирм.

Проводить оформление фирмы самостоятельно – не целесообразно. В конечном результате финансовые затраты будут такими же, как и при заказе услуги у профессионалов. Только нервов и времени уйдет несоразмерно больше.

Затем мы купили киоск (знаете, такую железную коробку), получили в Администрации города разрешение на его установку.

 

Начало деятельности

Чтобы люди постоянно приходили к тебе за товаром, необходимо, чтобы все самое необходимое (и даже немножко больше) для автолюбителей было бы на полках всегда. Решение этой задачиуже на начальном этапе мы сделали основополагающим принципом. Первоначально, чтобы избежать переплат из-за покупок у посредников, муж ездил на оптовые рынки автозапчастей в Москву и Воронеж. Эти поездки позволили сэкономить довольно приличную сумму.

Наняли двух продавцов. Причем решили, что лучше, если это будут девушки. В корне неверно мнение о том, что женщины не могут разбираться в автозапчастях. Они даже быстрее, чем мужчины, усваивают новую информацию. Муж научил продавцов и меня разбираться в специфичном ассортименте. Так мы начали торговлю.

Для учета я создала небольшую компьютерную программку (в то время «1С» еще не было!). Создала базу данных ассортимента и вела ее (обрабатывала поступления, продажи, учитывала выручку и прибыль).

Для сдачи различного рода налоговых и бухгалтерских отчетов мы наняли на работу главного бухгалтера.Нам повезло, у нас был замечательный бухгалтер.

Если у вас желание заниматься бизнесом, связанным с торговлей, окончите хотя бы курсы, где обучают профессии бухгалтера. Это позволит сэкономить на бухгалтерской ставке.

«Ноу-хау»

Подумав о том, что сторожить киоск по ночам – это накладно, а запчасти, масло, охлаждающая жидкость и т. д. бывают востребованы и в ночное время суток, мы решили сделать наш киоск круглосуточным. Нигде до этого не существовало круглосуточной торговли автозапчастями, даже на междугородных трассах. Поэтому наше начинание – это, можно сказать – «ноу-хау» в сфере торговли запчастями.

Сразу замечу, что такое нововведение стало очень прибыльным! В иные сутки ночная выручка превышала дневную. При этом ничем противозаконным (водкой и прочим) мы не занимались принципиально.

 

Расширение и укрепление бизнеса

Работа в таком напряженном ритме в течениедвух лет принесла свои плоды – мы почувствовали необходимость расширить дело. Присмотрев удобное место на перекрестке 4 спальных микрорайонов, мы арендовали небольшое помещение. Загрузив его товаром и наняв еще трех продавцов, мы запустили павильон в круглосуточном режиме.

Приблизительно в это время начал подниматься уровень конкуренции. Открылось множество павильонов, киосков и магазинов автозапчастей местных компаний. Кроме того, появились инвестиционные проекты крупных московских фирм.

В ближнем к нам крупном городе Воронеже были созданы несколько крупных оптовых фирм по торговле автозапчастями. Большим плюсом их работы являлась бесплатная доставка в наш город. Методом проб мы выбрали для себя надежных поставщиков. Критериями выбора стали качество товара и приемлемые цены.

Совет: одно и то же наименование товара в вашей торговой точке должно быть представлено в разных ценовых диапазонах. Приведу пример с номенклатурой автомобильных запчастей.Бензонасос на «классику» (я имею ввиду ВАЗ), должен быть в ассортименте: и за 400 руб. и за 900. То есть от разных производителей, выпускающих товар различного качества. Но заведомо некачественной продукции у вас быть не должно быть априори! Ведь вам нужно сформировать свой контингент постоянных покупателей. Это основа вашего бизнеса.

Для ведения первичной бухгалтерской отчетности и учета товара мы приобрели «1С – Предприятие». За короткое время я самостоятельно научилась работать в этой программе.

Совет: старайтесь, по возможности, быть компетентными во всех нюансах, касающихся вашего дела. Необязательно работать самостоятельно, но нужно в любой момент быть готовым к этому.

В результате напряженной работы, буквально без выходных, с 1997 года по 2008 мы открыли 4 торговых точки, в том числе – большой склад-магазин.

 

Как кризис в США стал причиной краха нашей маленькой фирмы

Кризис, который начался в 2007 году в США, в 2008 году подобрался и к России. Казалось бы, где США, и где город Липецк. Вот и мы не придали этому факту никакого значения. Как и планировали, мы арендовали большую торговую площадь (около 250 кв. м) и открыли новый магазин. Арендная плата была приемлема на тот момент – 1 тыс. руб. за кв. метр в месяц. Наняв и обучив штат продавцов, мы начали работать.

Но случилось непредвиденное – в связи с начавшимся в России кризисом резко упал покупательский спрос. Люди стали экономить не только на запчастях для своих машин, но даже на продуктах. Как и все, мы думали, что спад скоро пройдет, и торговля вернется в прежнее русло. Пока мы надеялись, торговля шла все хуже, появился долг по арендной плате. Так мы просуществовали, пока долг не достиг 1 млн. руб. Решили, что этот магазин закроем, а долг выплатим за счет других торговых точек. Но беда в том, что и там дела пошли гораздо хуже. Пришлось нам с мужем взять потребительские кредиты, чтобы рассчитаться с арендодателями. Конечно, для кого-то эта сумма кажется небольшой, но наш семейный бизнес она подкосила основательно.

При возникновении кризисной ситуации в финансовом состоянии вашей фирмы не надейтесь на русское «авось». Просчитайте и взвесьте все «за» и «против». Если у вас нет материальной «подушки безопасности», то не рискуйте. Оптимальный вариант –приостановите деятельность или найдите иные пути сохранения вашего дела.

Возвращаясь к истории нашего бизнеса, с горечью приходится отметить, что самая большая наша ошибка, конечным следствием которой сталозакрытие дела – это надежда на то, что все само образуется. Закрой мы вовремя наш магазин, остальное удалось бы сохранить.

Чтобы рассчитаться с кредитами, нам пришлось буквально «выдоить» до последней капли все наши торговые точки. Результат – не стало денег на содержание хорошего ассортимента товара. А конкуренция стала еще более жесткой. Поэтому нам пришлось закрыть, как абсолютно нерентабельные, 3 точки. Остался у нас единственный «раскрученный» круглосуточный киоск. Благодаря ему еще несколько лет наш семейный бизнес смог существовать.

 

Надеюсь, что анализ наших ошибок поможет начинающим предпринимателям не «наступить на теже грабли». Но главное в начале пути – это твердая уверенность в том, что все получится! Без позитивного настроя ничего даже не стоит начинать.Успеха!

Комментарии (отсутствуют)

Поделитесь своим мнением

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности