Методика создания бизнес плана

методика создания бизнес планаЕсли вы решили начать бизнес – как индивидуальный предприниматель, или как юридическое лицо, первым делом необходимо все рассчитать. Технико-экономическое обоснование поможет понять риски и слабые места проекта, возможности и размер необходимых инвестиций. В таком деле лучше все посчитать, а только потом вкладывать деньги – это поможет избежать многих ошибок и непродуманных расходов. Методики разработки бизнес-плана могут варьироваться, в зависимости от вида деятельности, специфики рынка, степени конкуренции и мн.др.

 

Ключевые особенности

Что должен включать в себя типовой бизнес-план? Комплекс информации, которая позволит понять специфику рынка, основные организационные моменты, расходы по проекту, а также размер планируемой прибыли. Перечень основных разделов, их наполнение и детализация должны формироваться под конкретный вид деятельности, а также в соответствии с целями и задачами проекта.

Методика разработки бизнес плана интернет-магазина будет кардинально отличаться при расчетах проектов по производству товаров или по организации розничной торговли. Главное требование к содержанию БП – максимальное освещение ключевых разделов, с учетом специфики и особенностей конкретного вида деятельности.

Основой БП являются такие разделы:

  • маркетинговый план;
  • производственный план;
  • финансовый план.

 

Типовая структура бизнес-плана:

  • введение;
  • резюме проекта;
  • описание компании, ее положение на рынке, планы развития;
  • описание товара (услуги);
  • анализ рынка, конкурентный анализ;
  • производственный план;
  • сбытовая политика;
  • финансовое обоснование.

 

Подготовка бизнес плана для банка требует наличия подробных экономических расчетов, которые будут содержать сумму необходимых инвестиций, расходы по статьям, планируемые доходы, срок окупаемости проекта и его рентабельность. Многие банки при кредитовании малого и среднего бизнеса требуют предоставления технико-экономического обоснования, рассчитанного по их собственной методике.

 

Основные этапы

Основные этапы разработки бизнес плана:

  • сбор и анализ информации о рынке, конкурентах, потенциальных потребителях;
  • сбор и анализ информации о законодательных нормах, связанных с данным видом деятельности;
  • разработка маркетингового плана;
  • разработка организационного плана;
  • разработка производственного плана;
  • экономические расчеты;
  • формирование резюме проекта, выводы и общая аналитика.

Необходимо уделить большое внимание сбору информации, особенно если вы планируете заниматься новым, незнакомым бизнесом. В идеале – собственное дело лучше начинать в той отрасли, в которой уже есть опыт работы.

 

Источники информации для изучения рынка:

  • специализированные издания (печатные, интернет-газеты и журналы);
  • новости отрасли;
  • открытая информация о конкурентах (коммерческие предложения, информация на сайте, публикации в прессе и пр.);

 

Для получения информации о потребителе можно использовать аналитическую информацию из специализированной прессы, а также провести прямой опрос представителей целевой аудитории (выборка – не менее 500 чел.).

 

Разработка маркетингового плана

Маркетинг проекта является одним из самых важных этапов разработки бизнес плана. Многие недооценивают этот пункт и начинают выпускать товары, которые никому не нужны, по ценам, которые потребитель не готов платить. Очень важно знать и понимать рынок, на котором собираешься работать, своих основных конкурентов, интересы и пожелания потенциальных потребителей – это поможет сэкономить много неоправданных расходов.

 

Какие пункты должен содержать маркетинговый анализ проекта:

  • основная концепция;
  • портрет целевого потребителя;
  • информация об основных конкурентах;
  • каналы сбыта;
  • мероприятия по продвижению и развитию.

 

Основная концепция – это общее описание проекта, специфика производимого товара или услуги, стратегия позиционирования. Данный пункт определяет основные каналы сбыта и перечень мероприятий по продвижению.

Целевой потребитель – это покупатель, который готов платить за ваш товар или услугу. Очень важно не стремиться «охватить» всех, а выделить свою нишу, и специализироваться на узком сегменте рынка. Это позволит хорошо изучить выбранное направление, интересы целевой аудитории (ЦА) и выполнять свою работу лучше конкурентов.

Каналы сбыта – это способ продажи товара или услуги ЦА.

Мероприятия по продвижению должны разрабатываться с учетом специфики товара, конкурентной активности, особенностей рынка и географического охвата ЦА.

 

Разработка производственного плана

Один из самых объемных и детальных пунктов для бизнеса по производству товаров. В данном разделе необходимо указывать основные типы оборудования, технологию изготовления, товарный ассортимент, требования к помещению, необходимый персонал, особенности хранения и доставки товаров и пр.

Какие пункты должен описывать типовой производственный план:

  • помещение;
  • оборудование;
  • технологические процессы;
  • персонал;
  • организация работы.

 

Требования к помещению должны описывать не только необходимую площадь, но и пожарные, санитарные нормы и правила, предъявляемые к данному виду деятельности, а также перечень мероприятий по получению разрешительных документов.

Описание оборудования выполняется в соответствии с технологическими процессами, необходимыми для производства товара. В данном разделе также указываются производственная мощность или количественный объем, который можно производить с помощью данного оборудования.

При подготовке бизнес плана магазина розничной торговли в данном разделе указываются только требования к помещению и персоналу, для интернет-магазина – данный раздел может содержать основные организационные этапы.

 

Разработка финансового плана

Раздел, который наиболее важен для банков, предоставляющих кредит на проект. Очень важным является пункт о прогнозируемых продажах, который не так просто посчитать. Для того, чтобы оценить уровень планируемых доходов, можно использовать статистические данные аналогичных компаний, информацию из специализированных изданий и пр.

Для подсчета прибыли необходимо правильно рассчитать себестоимость, в которую обязательно включать амортизацию оборудования (для производственных компаний).

 

Какие пункты должен содержать типовой финансовый план:

  • сумма необходимых инвестиций;
  • размер текущих расходов (аренда помещения, заработная плата, налоги, затраты на продвижение и пр.);
  • планируемые доходы – прогноз продаж;
  • срок окупаемости;
  • рентабельность (по направлениям);
  • риски проекта.

 

В финансовом плане также необходимо указывать источники финансирования – собственные или привлеченные средства. Если в проекте использованы займы банка или других финансовых организаций, процент рентабельности должен быть выше процента по займу.

 

Как заказать бизнес-план

Последовательность и особенности разработки бизнес плана зависят от специфики рынка особенностей вида деятельности и пр. Цена на подготовку бизнес плана напрямую зависит от сложности и объема работы, количества экономических расчетов и исследований.

Комментарии (отсутствуют)

Поделитесь своим мнением

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности