Как правильно оформить покупку франшизы, и не сделать ошибок

Бизнес по франчайзингу довольно удобен для начинающих и опытных предпринимателей. Но это, как ни посмотреть, бизнес в любом случае и без постоянной работы и внимательного подхода к запуску проекта результата достичь не получиться. Купить франшизу в России – не сложно, но к выбору франчайзера и франшизы, подготовке к покупке и другим важным моментам следует подойти очень ответственно.

За и против покупки

Свое дело по франшизе стоит в первую очередь решаться открывать, только взвесив все за и против. Аргументов, как в пользу так и против такого бизнеса хватает, все их следует внимательно рассмотреть.

Доводы за:

  1. Купить франшизу стоит уже потому, что вместе с готовой идеей бизнеса удается получить узнаваемую торговую марку, на которую пойдут клиенты.
  2. Конкретный филиал удастся раскрутить довольно быстро, особенно если сравнивать с запуском нового бизнес с ноля.
  3. Франчайзер обучит всем премудростям ведения дела – это поможет избежать разочарования и потери капитала.
  4. Постоянные консультации. Если к выбору франчайзера подошли взвешено, то он всецело будет поддерживать и опекать, помогать в раскрутке, наладке работы и во всем остальном. Конечно, без тотального контроля также не получится обойтись.
  5. Удастся сэкономить на маркетинге. Это для любого бизнеса важно, а если говорить о франшизе – то все подобные затраты и разработка упадут на плечи именно франчайзера. Возможно, за это придется вносить регулярные платежи.
  6. Минимальная вероятность конкуренции. Имеется в виду, что другой франчайзи с тем самым продуктом от того самого франчайзера не выйдет на вверенную территорию деятельности.
  7. Франчайзи получает доступ к технологиям, патентам, ноу-хау, схеме обучения персонала и всему что нужно для пуска проекта и успешной работы.

Аргументы против:

  • То, что очевидно для многих – это высокая цена подобного начинания. Естественно за готовое решение, формулу работы, платить придется. Более того, регулярно: одноразово паушальный взнос, роялти каждый месяц, рекламные платежи.
  • По договору предъявляются достаточно жесткие требования, часто рамки настолько узкие, что работа франчайзи очень сложна. Многие по этой причине разрывают соглашение, несмотря даже на то, что вложенные средства вернуть не удается. Более того даже открыть точку по лицензии не получается, так как есть существенные ограничения, причем касаются они чего угодно.
Яркий пример! При запуске франшизы Макдональдс необходимо иметь собственное помещение (не арендованное!) с определенной площадью.
  • Сложные для выполнения обязательства. Договора франчайзингового типа могут иметь довольно заковыристые условия, которые в будущем могут вылезть боком.
  • Все работы ведутся по стандартам: используется определенное сырье для производства, оборудование, форма для персонала, даже компания, которая проводит ремонт в помещении. В результате взять «подешевле» и тем самым сэкономить просто нереально. Это говорит о том, что вложения будут существенные, без возможности экономить на чем то.
  • Все строго контролируется, под таким постоянным прессингом работать нелегко. Но стоит понимать, что франчайзер заинтересован, чтобы его бизнес, пусть даже в чужих руках, развивался так как нужно ему.
  • Постоянные платежи в пользу франчайзера весь срок действий договора.
  • Независимо от того насколько успешным вышел старт и развитие – условия договора следует выполнять в любом случае, так же как и платить взносы.

Советы по выбору франшизы

Опытные франчайзи часто делятся советами в отношении выбора франшизы, франчайзера, важных моментов, на который нужно обратить внимание перед покупкой.

Дельные рекомендации:

  1. Познакомится с франчайзером лично, посетить офис компании. Это важно, ведь со многими из людей, которых удастся там встретить придется сотрудничать весь период действия договора. Следует обратить внимание на атмосферу, добродушность.
  2. Посетить франчайзи, которые уже работают под торговой маркой. Если уж слишком детально они рассказать не смогут, так как есть определенные ограничения по разглашению информации, пусть даже потенциальным франчайзи, то, как минимум, удастся увидеть, как идут дела.
Неожиданный ход! Франчайзи может не очень охотно идти на разговор, то его сотрудники, скорее всего, пообщаться смогут, конечно, в нерабочее время. Более того, информация, полученная у них, будет достаточно показательной.
  1. При личной встрече следует поинтересоваться, сколько уже открыто торговых точек по лицензии, а что главное, сколько закрылось и почему. Уже по реакции на этот вопрос можно о многом судить. Если франчайзер начинает увиливать и переводить разговор на другую тему, значит похвастаться ему особенно нечем.
  2. Уточните, когда началась продажа франчайзинговых лицензий, особенно, должно заинтересовать, спустя которое время после открытия компании. Это покажет насколько зрелая франшиза – если прошло менее года между этими двумя ключевыми событиями, от подобного сотрудничества лучше отказаться – наверняка схема франчайзинга еще не досконально проработана.

Это важный моменты, касающиеся знакомства с франчайзером, но также не стоит забывать, что при выборе на чашу весов ложится:

  • Выгодность открытия предприятия по франшизе. Стоит изучить рынок, определить будет ли спрос на предложенный товар/услугу. То есть сделать все для того чтобы понять выгоду открытия бизнес для самого себя.
  • Юридическая сторона вопроса – содержание договора, его важные пункты: обязанности сторон и права. Договор зачастую можно прочитать еще до подписания его. Этой возможностью пренебрегать не стоит. Если что-то в соглашении не понятно или двусмысленно лучше заранее уточнять.
  • Размеры платежей, в том числе паушальный взнос, роялти, другие регулярные платежи.
  • Условия выхода из договора – штрафы, запрет на ведение аналогичного бизнеса и т.д. Тут условия могут быть столь жесткими, что работа даже под самой известной торговой маркой будет в тягость.

Как подготовиться к покупке

Подготовка – это залог успеха в любом деле, франчайзнг не исключение. Для того чтобы пуск проекта был удачный, а дело приносило доход, не меньше чем заявляет франчайзер, следует основательно подготовиться, прежде чем купить.

Бизнес-план

Это первое и основное что нужно сделать, еще перед тем как заключать соглашение с франчазером. Более того, многие компании пока не будет этого документа, не решаются рассматривать кандидатура франчайзи. Бизнес-план – это важный инструмент, который поможет разобраться в выгоде открытия франшизы даже при самом худшем развитии дела.

Этот документ включает в себя:

  1. Расчетные данные относительно доходности: первичные инвестиции, регулярные затраты, оплата труда и т. д.
  2. Прогноз на развития дела в будущем – перспективный план.
  3. Возможные риски, в том числе просчитываются самые негативные сценарии развития.
  4. Мониторинг ситуации на рынке – перспективы развития бизнеса на конкретной территории.
  5. Описание конкурентов, возможности как их обойти и заполучить потребителя.
  6. Другие важные моменты, которые смогут в лучшем виде описать перспективы запуска франшизы.

Расчеты

Кончено все расчеты в бизнес-плане следует проводить лично. Стоит помнить, что далеко не каждый франчайзер будет подавать честные данные, относительно мониторинга рынка. Зачастую это действительно так, но франшиза для него – это товар и он заинтересован в продаже франшизы. Именно поэтому лучше взять у него необходимые для расчета данные, а собственно оценку выгодности проводить самостоятельно.

Важно! Один из ключевых, по мнению франчайзера, параметров – окупаемость, который он часто ставит во главу угла, не столь значителен. Конечно же хочется чтобы инвестиции вернулись как можно быстрее. Но на самом деле важнее стабильность дела.

Проверка репутации франчайзера

Для проверки репутации франчайзера, следует в первую очередь пообщаться с ним, и с тем  с кем он работает. Конечно, первым делом следует проверять юридическую сторону вопроса:

  • Регистрируется ли договор. По статистике только 5% соглашений походят государственную регистрацию. Если таковой нет, то риск быть обманутым у франчайзи возрастает в разы.
  • Сертификаты на ведение деятельности в той ил иной сфере.
  • Если ли права (патент) на торговый знак. Бренд – это то по чему потребители узнают продавца, если он не запатентован, то и передавать его в пользование франчайзи компания не имеет права.

Следует поискать отзывы про франшизу от франчайзи, причем это не должны быть анонимные мнения, а мнения от реальных людей, которые можно проверить. В противном случае им доверять не стоит.

Вопросы франчайзеру

Список вопросов, которые можно и нужно задать:

  1. Сколько лет компании?
  2. Сколько лет действует франчайзинговая система?
  3. Сколько предприятий по франшизе отрылось и закрылось, почему?
  4. Количество франчайзи, которые работают более года с высокими результатами доходности?
  5. Открывают ли франчази больше одного предприятия по лицензии?
  6. Какие условия поддержки франчайзи на разных этапах запуска проекта?
  7. Штрафы за просрочку внесения роялти?
  8. Из чего состоит франчазинговый пакет?
  9. Объемы обучения для персонала?
  10. Обязанности относительно закупки оборудования, товаров.
  11. Были ли прецеденты судового расторжения договора?
  12. Объемы и частота отчетности перед франчайзером?
  13. Есть ли эксклюзивная территория для работы франчайзи?
  14. Условия выхода из соглашения.
  15. Права и обязанности сторон.

На самом деле перечень вопросов куда более обширный, он может увеличиваться в зависимости от направления деятельности и вида франшизы.

Предосторожности: опасности, с которыми можно столкнуться

При заключении договора и начале работы, могут возникать много сложностей и опасностей, поэтому предосторожности лишними быть не могут.

Стоит обратить внимание на такие моменты:

  • Срочность. Вас принуждают быстро принять решение о покупке, не давая возможность полноценно изучить информацию, не дают ответа на все интересующие вопросы. Часто на фоне спешки предлагают более выгодные условия, меньший паушальный взнос – это может быть опасной уловкой.
  • Франчайзер убеждает, что делать ничего не нужно, только купить лицензию и получать доход. Это миф, такого не бывает – в любом деле нужно работать, причем усиленно и тщательно. Если бы возможность купить лицензию и почивать на лаврах была, ею бы все пользовались, но как видно это не так.
  • Излишнее хвастовство. Франчайзер предлагает максимально удобные для него статистические данные. Например по Москве и области за декабрь, сентябрь. Причем утверждает, что в других регионах и в другие периоды показатели практически не отличаются. Верить на слово не стоит, лучше убедиться, увидев конкретные данные.
  • Неправильное оформление документов, неточные данные в договоре – сделка должна состоятся по законным требованиям, а не так как будет быстрее и удобней франчайзеру.
  • Должно насторожить, если есть предложение купить готовую франшизу слишком дешево. В таком бизнесе точно есть какие-то скрытие уловки, никто не будет продавать успешный бизнес за копейки и при этом обещать золотые горы.

Важно! Начинать работать можно только после того как заключен договор и получены все необходимые материалы и права на подобное сотрудничество.

Еще один важный момент – это недоскональное изучение договора. Все пункты нужно изучить вдоль и поперек, чтобы понять все моменты. Полагаться на доброе имя и позитивную репутацию все же не стоит, есть масса клонов известных компаний, которые реализовывают мошенническую схему с целью получения паушального взноса. Потом они пропадают без следа, конечно, ни о какой реальной франшизе речь не идет.

Что касается договора – есть еще один важный момент – все договоренности должны прописываться в соглашении. Устные обсуждения – не несут никакой юридической силы, а доказать, что договоренность была не выйдет, ведь нет подтверждения.

Как происходит сделка по покупке франшизы

Процесс заключения любой сделки, франчайзинговой в том числе, нельзя назвать легким, он требует времени и подготовки обеих сторон соглашения. Важно чтобы все документы были готовы, особенно это касается франчайзера. Он передает укомплектованный франчайзинговый пакет и другие важные документы, необходимые для ведения деятельности.

Особенности франчайзингового договора такие же как и любого другого юридически значимого соглашения:

  1. Обязательно указание всех существенных условий сделки. В том числе права и обязанности сторон.
  2. В документе должны быть все реквизиты сторон, по которым их можно однозначно идентифицировать.
  3. Следует указывать дату заключение соглашения и его сроки, в противном случае сделку могут признать ничтожной, а это повлечет проблемы с дальнейшей работой.

Покупать или нет

Покупка франшизы – это специфическое соглашение, которое требует предельного внимания. Разные условия, разные франчайзеры – основная задача для франчайзи – это не потерять свой капитал.

Комментарии (отсутствуют)

Поделитесь своим мнением

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности